Директор автопарка раскрыл, почему самый внедорожный советский автомобиль прозвали Шишигой
Грузовик ГАЗ-66 давно стал настоящей иконой советского автопрома, известной даже тем, кто не увлекается техникой. Разработка этой модели началась ещё в 1957 году, а серийное производство стартовало в 1964-м. Благодаря своей прочности и отличным внедорожным качествам, машина быстро завоевала уважение и получила в народе прозвище “Шишига”. Как рассказал в беседе с редакцией портала njcar.ru бывший директор автотранспортного предприятия времен СССР, это имя прочно закрепилось за ней не только из-за симпатии, но и благодаря ряду уникальных характеристик.
ГАЗ-66 создавался в период, когда стране остро требовались надёжные грузовые внедорожники для военных и сельскохозяйственных нужд. Первые шаги в разработке задерживались из-за отсутствия подходящего двигателя. Всё изменилось с появлением силового агрегата ЗМЗ-513 мощностью 125 лошадиных сил, что позволило к середине 1960-х начать массовое производство.
Одной из ключевых особенностей стал дизайн с кабиной, расположенной прямо над моторным отсеком. Это решение позволило уменьшить общую длину машины и повысить её управляемость. За счёт полного привода, высокого клиренса в 315 мм и блокировки дифференциалов “Шишига” легко справлялась с труднопроходимыми участками: грязью, снегом, склонами и пересечённой местностью, где обычные грузовики зачастую не могли проехать.
Как и многие советские автомобили, ГАЗ-66 обрёл свое собственное народное колоритное прозвище – “Шишига”. Это имя отсылает к древним славянским поверьям, где Шишигой называли коварного лесного духа, сбивающего путников с дороги. Кличка идеально прижилась: отчасти из-за созвучия с числом “66”, отчасти – из-за умения машины пробираться туда, куда другие даже не рискнут заехать.
Однако грузовик часто ругали за склонность к опрокидыванию на высокой скорости – высоко расположенный центр тяжести усложнял управление, а на трассе его поведение порой становилось непредсказуемым. Конструкция кабины над двигателем доставляла неудобства – летом внутри стояла жара, а зимой было неуютно. Добавьте к этому жёсткую подвеску – на ухабах водитель чувствовал каждую кочку буквально спиной. Эти особенности лишь укрепляли его репутацию “своенравного” транспортного средства.
ГАЗ-66 был незаменим в армии. Благодаря небольшим габаритам и выносливости его можно было перевозить в самолётах или даже сбрасывать с парашютом в труднодоступные районы. Но не только военные ценили эту модель – она трудилась на стройках, помогала геологам, перевозила грузы по бездорожью и работала в сельском хозяйстве.
Способность перевозить до двух тонн по самым сложным маршрутам превращала “Шишигу” в настоящего универсального работягу, без которого невозможно было обойтись в экстремальных условиях.
“Шишига” успела снискать уважение не только в пределах СССР. В 1975 году ей присудили Государственный знак качества, а международная выставка в Лейпциге вручила ей Золотую медаль. Машина активно поставлялась за рубеж: в страны Азии, Латинской Америки, Африки. Для различных климатических зон разработали особые модификации – от усиленных охлаждающих систем до утеплённых версий.
Но к 90-м годам конструкция ГАЗ-66 безнадёжно устарела. Автопром шагнул вперёд, и некогда революционные решения стали тормозом. Простота уже не компенсировала отсутствие элементарных систем безопасности: кабина не имела должной защиты, комфорт стремился к нулю. Так легенда и ушла – с достоинством, но уступив дорогу более современным машинам.
Со временем ГАЗ-66 стал всё реже использоваться в мирной жизни. Там, где раньше ценили его неприхотливость, стали требовать большего – тишины в кабине, экономичного расхода и удобства за рулём. В условиях гражданской эксплуатации автомобиль начал проигрывать более технологичным и современным аналогам с дизельными силовыми установками и улучшенной эргономикой.
В конце 1990-х пришло время смены поколений – в 1999 году выпуск “Шишиги” был остановлен. Её преемником стал ГАЗ-3308, более адаптированный к реалиям нового времени. У него двигатель вынесен вперёд, что значительно повысило уровень комфорта. Кроме того, появились дизельные версии, позволившие снизить расход топлива. Машина сохранила внедорожные качества, но стала более удобной и экономичной.
И всё же полностью уйти со сцены ГАЗ-66 не смог. Его до сих пор можно встретить в труднодоступных районах, где важна простота конструкции и возможность починить технику в полевых условиях. Несмотря на возраст, он продолжает трудиться там, где машины поновее жалко эксплуатировать.
Источник Еще новости... Юрист раскрыл, зачем хитрые сотрудники ГАИ стали спрашивать, куда едет водитель 16.05.2025 Юрист раскрыл, почему ГАИ стала лишать водителей прав за проезд на жёлтый сигнал светофора 16.05.2025 В ГАИ разъяснили, как разъехаться на перекрестке без знаков, если у всех водителей есть помеха справа 16.05.2025 Какую клемму отключать от аккумулятора первой, чтобы не сжечь электронику в автомобиле 15.05.2025 ГАИ требует пройти экспресс-тест на запрещенные вещества: юрист разъяснил, как надо действовать, чтобы не лишиться прав 15.05.2025 Юрист раскрыл 3 способа, как сократить расходы на бензин при заправке на АЗС 15.05.2025 Загрузить еще... Tags: автоавторынокавтосалонГАИГИБДДДорожные правилаППД