Джейн Остин – живее всех живых!
Современники Джейн Остин крайне удивились бы, узнав, что именно ее книги так популярны во всем мире, в том числе в России, 200 с лишним лет спустя после смерти автора. "Незаслуженно!" – наверняка воскликнул бы какой-нибудь из литературных джентльменов, известный в те годы и прочно забытый вскоре. Тем более, что писательница не отличалась знатностью происхождения, а для снобистского британского общества это было чем-то вроде заведомо поставленного креста на всей жизни и возможности реализации.
Джейн Остин родилась в многодетной небогатой семье англиканского священника, в которой подрастало восемь детей – что вполне обыкновенно для Британии тех лет. Она прожила всего 41 год – и это тоже типичный возраст для Англии того времени. У нее никогда не было своей семьи, всю жизнь она прожила в доме родственника. И это тоже, увы, случалось – да и случается; но в то время "старые девы", конечно, были предметом всеобщих насмешек. Казалось бы, её судьба повторяла судьбы многих незнатных незамужних англичанок. Отличием служили только книги.
Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 1940 года – первой экранизации знаменитого романа. Мистер Дарси – Лоуренс Оливье. Фото из открытых источников.
Конечно, были у Джейн Остин свои тайны. Например, почему она не вышла замуж. Есть версия, что она всю жизнь хранила верность одному моряку… Некоторые феминистки сегодня уверены: первая из них не хотела попасть в рабство мужу, предпочтя творчество личному счастью. А в 2022 году в Англии было обнаружено подлинное письмо Джейн, проливающее свет на загадку ее несчастной личной жизни.
Кстати, о письмах. Считается, что за свою жизнь Остин написала их более 1500! Своего рода рекорд среди писателей. Но уцелело – менее двухсот. Сестра Джейн, Кассандра, её наиболее частый адресат, уничтожила значительную часть переписки. Опять же – почему? Не было ли там какой-нибудь драмы или "компромата" (судя по недавно обнаруженной эпистоле, может, и был)? Или просто члены семьи не хотели пересудов о частной жизни одной из них, пусть и ничем не примечательной?
При этом романы Джейн Остин писались. Издавались. Продавались – и вполне нормально. За три выпущенных в свет книги – "Мэйнсфилд Парк", "Чувство и чувствительность" и "Гордость и предубеждение" – авторесса получила 575 фунтов стерлингов. На нынешние деньги – почти 50 тысяч фунтов! Два романа были изданы посмертно – а если прибавить еще и ранние вещи, и огромное количество писем, становится очевидно, что Остин работала не покладая рук (и это помимо всех хозяйственных дел – впрочем, от них она, обитавшая под кровом родственников, возможно, и была избавлена).
Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 1995 года. Фото: m.imdb.com
Известен такой эпизод биографии Джейн Остин. Библиотекарь принца-регента (будущего короля Георга IV) сообщил писательнице, что принц – ее большой поклонник, держит ее книги во всех своих резиденциях и ожидает посвящения следующего романа себе. Но Остин презирала принца, считая его распутным и безнравственным человеком. Она даже направила официальный запрос, пытаясь выяснить, обязательно ли ей принимать эту "честь" или можно уклониться. Ей дали понять, что просьба наследника престола равносильна приказу.
В итоге на титульном листе романа "Эмма" появилось подчеркнуто подобострастное (даже слишком, в том и типично английская ирония) посвящение: "Его Королевскому Высочеству Принцу-Регенту этот труд, с разрешения Его Королевского Высочества, с уважением посвящает Его Королевского Высочества послушный и скромный слуга, Автор".
И ещё. Ведя многочисленную переписку, внимательно наблюдая за перипетиями бурного века, Джейн Остин много размышляла. Её суждения, разбросанные по книгам, всегда точны, хотя и не веселы. "Чем больше я наблюдаю мир, тем меньше он мне нравится. Каждый день подтверждает мне несовершенство человеческой натуры и невозможность полагаться на кажущиеся порядочность и здравый смысл". Эту цитату из культового романа "Гордость и предубеждение" спустя два столетия повторит один блестящий политик, писатель и острослов в измененной формулировке: "Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак".
На свои прижизненные книги Джейн Остин получала неплохие отзывы от авторитетных лиц: в частности, их хвалил сам "отец исторического романа" Вальтер Скотт, несмотря на то, что писали они о принципиально разных предметах. Современному ему светскому обществу Скотт посвятил единственный и не достигший такой славы, как историко-приключенческие книги, роман – "Сент-Ронанские воды". А Джейн Остин постоянно обращалась к этой теме – и с нею вошла в историю. Жаль только, что были такие похвалы весьма немногочисленными.
А потом – на 100 лет об Остин просто забыли. Говорят, Чарльз Диккенс вообще не знал о её существовании. А те, кто знал, – отзывались скорее скептически. Например, Шарлотта Бронте.
Кадр из фильма "Гордость и предубеждение" 2005 года. Элизабет Беннет – Кира Найтли. Фото: architecturaldigest.com
Подлинная слава и всеобщее признание пришли к Джейн Остин только в двадцатом веке. Да и то – не с начала, а с 1930-х годов. Зато с этого момента Остин становится одним из самых любимых и востребованных писателей XIX века в Великобритании, США, а потом и во всём мире. В России, конечно, тоже. Классиком на 100 процентов. И в литературе, и в кино. Количество экранизаций, особенно "Гордости и предубеждения", ушло далеко за сотню, появляются всё новые.
Остин сама стала героиней множества произведений, куда больших, чем было написано ей самой. Её биография не только восстановлена (правда, так и остались некоторые "белые пятна"), но и придумана заново. Меж тем до нас дошел практически всего один портрет Джейн Остин. И тот написан по заказу племянника писательницы через много лет после ее кончины. Есть предположение, что изображение создано по портрету карандашом, который её сестра Кассандра Остин набросала около 1810 года. Это единственный известный "первоисточник". Иными словами, как выглядела первооткрыватель жанра "романа нравов", мы вряд ли толком знаем.
Фото: Предоставлено Национальной портретной галереей, Лондон / www.britannica.com
Исторически всплеск интереса через 200 лет после смерти объясним: Джейн Остин – это по-настоящему женская литература. Но не в пошлом, банальном выражении, а в подлинном, безоценочном смысле: написанная женщиной прежде всего для однополой с нею аудитории. Экзистенциальном, если угодно. Стали женщины ощущать себя силой и властью – вот и открылась им и миру Джейн Остин.
Приведу отзыв одной из современных читательниц: "Для меня эта писательница предстаёт образцом людей, для которых литература действительно жизнь. Она важнее еды и воды, любви, смерти и, в конце концов, собственно, самой жизни. Она важнее личного счастья. Важнее земных удовольствий". Хорошо сказано!

