Эксперты: Некорректно тратить средства одних туристов на помощь другим

Эксперты: Некорректно тратить средства одних туристов на помощь другим

22 мая «Парламентская газета» опубликовала материал, в котором прозвучала идея наполнять фонд персональной ответственности туроператоров (ФПО) за счет так называемого налога на выезд, а тратить средства из него — на социальные программы. Например, на некую альтернативу туристического кешбэка для семей участников СВО, а также детей. Как пояснили Profi.Travel эксперты, на самом деле сейчас обсуждается другая инициатива, связанная с ФПО. Нет, не тратить деньги одних туристов на отдых других, и не финансировать соцпрограммы за счет средств туроператоров, а разрешить им использовать скапливающиеся в фонде проценты на развитие бизнеса.

«На мой взгляд, мы должны в первую очередь поддерживать детский отдых и различные категории, например участников СВО и их семьи. Поддерживать нужно с учетом общего роста цен на отдых. Думаю, что Правительство пока не готово пойти на такие прямые субсидирования, как туристический кешбэк, поэтому нужно работать в целом над снижением стоимости путешествий», — цитирует «Парламентская газета» зампреда Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталью Костенко. По ее словам, есть предложение переформатировать ФПО, ввести условный «налог на выезд» и за счет него пополнять фонд, а деньги направить, в том числе на социальные программы.

Эксперты предположили, что произошло некое недопонимание. «Фонд персональной ответственности по закону имеет совершенно конкретное назначение. Средства расходуются на компенсацию ущерба, который понесли туристы из-за проблем у туроператора, — подчеркнул председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере туризма Юрий Барзыкин. — Нужно сказать, что фонд достаточно неплохо с этим справляется. Сейчас 154 туроператора используют его как альтернативный вид обеспечения своей ответственности вместо страхования или банковской гарантии».

При этом средства фонда — это личные деньги туроператоров, а не Ассоциации «Турпомощь» и тем более — не государства. Директор и соучредитель Национального союза профессионалов туриндустрии (НСПТ) Владимир Каганер подчеркнул: туроператоры действительно обсуждали с представителями Госдумы варианты инвестиций в бизнес на благо развития внутреннего туризма процентов с тех средств, которые сейчас лежат в ФПО «мёртвым грузом». Но их предложения звучали иначе.

Эта тема поднималась на заседании рабочей группы при Комитете Госдумы по туризму, которое состоялось 15 апреля. По словам Юрия Барзыкина, речь шла о том, чтобы дать возможность использовать излишки ФПО на те цели, которые согласует государство. Он подчеркнул, что сегодня у всех крупных туроператоров, которые раньше считались игроками выездного рынка, уже до 60% объема продаж приходится на внутренний туризм. Соответственно, их средства могли бы быть направлены на развитие внутреннего туризма. Но не через общие государственные программы или фонды, а так, чтобы каждая компания могла инвестировать в то, что будет для нее рентабельно, а значит, выгодно для туристов. Например, в чартеры или блоки мест в российские регионы, как это было во время пандемии, когда государство пообещало субсидии за полетные программы.

Владимир Каганер подтвердил: операторы могли бы использовать проценты с излишков средств в ФПО и на чартерные программы, и на авансирование отелей на территории России, и на инвестпроекты — вариантов много.

Их перечень, пояснил Юрий Барзыкин, сейчас в разработке. Однако в нем нет предложения тратить эти средства на кешбэк для определенных категорий туристов, вне зависимости от того, где они в итоге забронируют путешествие. «Об этом речи не шло и идти не может, — уверен эксперт. — Это противоречит самой идее создания фонда персональной ответственности».

Что касается так называемого налога на выезд, то это предложение также не находит поддержки у профессионалов турбизнеса. «Представляется, что это достаточно непродуманное заявление — у нас свобода передвижения прописана в Конституции, нельзя взимать за это дополнительную плату», — отметил Юрий Барзыкин.

«Некорректно поддерживать одних туристов за счет средств других или же за счет бизнеса. Ни в одной сфере экономики нет подобных примеров. Кроме того, мы в НСПТ неоднократно объясняли, что вот эта тема некоего «общака» вместо фондов персональной ответственности, когда за счет одних компаний будут получать прибыль другие, очень опасна. Она ни экономически, ни юридически не обоснована», — добавил Владимир Каганер.

Эксперты подчеркнули, что сейчас не обсуждаются и не готовятся законы о том, чтобы изымать средства из ФПО или вводить «налог на выезд».

Напомним, еще осенью прошлого года президент РСТ Илья Уманский предложил ввести единый туристический сбор в государственный внебюджетный фонд с каждого реализованного выездного турпродукта, однако в Госдуме эту идею не поддержали.

В российских отелях дефицит горничных и администраторов, с начала года на сервисе HH.ru опубликовано почти 270 тыс. вакансий, сообщает «Коммерсант». Самые большие проблемы с персоналом — в Дагестане, Алтае и Карелии. Там потребности гостиниц больше, чем количество местных, которые готовы работать в сфере туризма и гостеприимства.

В итоге требования к персоналу снижаются: например, на уровень английского многие готовы уже махнуть рукой, а взамен даже обещают экспресс-курсы по китайскому. Словом, устроиться в гостиницы стало проще — было бы желание кандидата. Но как раз с этим проблемы. В основном потому, что зарплаты в этой сфере не выглядят привлекательно. В столице, например, люксовые отели предлагают такую оплату труда: швейцару — 55 тыс. руб. в месяц, агенту по работе с гостями — 70 тыс. руб., хостес — 80 тыс. руб., официанту на летних террасах — от 90 тыс. руб. Известно, что курьеры в Москве зарабатывают больше — 150-200 тыс. руб.

Как отмечает управляющий партнер Ivashkevich Hospitality Станислав Ивашкевич, в год выпускается порядка 10-11 тыс. студентов с дипломом по туризму. Но проблема в том, что это не равно такому же количеству специалистов в отельной сфере. «Полмиллиона сотрудников трудятся в гостиничной отрасли. Если мы сейчас понимаем, что Минэкономразвития подписало порядка 70 тыс. номеров для субсидирования процентной ставки, надо понимать, что через два года потребуются эти 70 тыс. сотрудников. Именно квалифицированных, качественных, обученных уже сотрудников отелей. Еще раз: не выпускников вузов со специализацией «туризм», — говорит он.

«У крупных сетей отелей, у нас в том числе, есть соглашение с вузами. Мы берем студентов, их берут «Космос», и Azimut, и Mantera. Но никто не хочет брать, условно, на месяц. Что-то освоит, а поработать уже не успеет. И вопрос: для чего это работодателю? Поэтому и надо образование менять в сторону большей практикоориентированности для того, чтобы эти ребята приходили гостиничным оператором в отели на какой-то трек — три месяца, полгода», — поясняет вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов.

По его словам, в ведущих мировых школах такие студенты полгода обучаются теории, полгода проходят практику. А в России из четырех лет учебы только один отводится на практическую работу.

Действительно, основная проблема даже не в том чтобы найти персонал, а чтобы удержать его, соглашается владелец отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы. Поэтому бизнес старается расширять систему поощрений для линейного персонала. Например, если администратор службы приема и размещения, в обязанности которого входит работа с допуслугами, бронирует столик в ресторане для гостя, то получает 5% от суммы чека. То же касается всех спа-процедур, массажа, трансфера, экскурсий. По словам отельера, фактически на этом можно получить вторую зарплату. Чтобы удержать персонал, часть гостиниц даже предлагает своим сотрудникам беспроцентные займы от 1 млн руб. на пять лет — хотя бы на этот срок персонал не уволится.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

19:06
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025