Эрмитаж представил трех нидерландских Мадонн после реставрации
Центральным объектом стала картина Яна Провоста «Мадонна во Славе». На реставрацию из постоянной экспозиции она попала только три года назад. Теперь на ней отчетливо видны детали пейзажа, а также изображение фигур, ранее скрывавшихся под слоями темного лака. Также удалось восстановить уникальный золотой рельеф картины — лучи, созданные на подготовительном слое.
«Когда идет реставрация какой-то позолоты — это всегда очень сложно. Золото — это самый неблагодарный материал. Утрату какой-то части золота очень сложно реконструировать так, чтобы она ничем не отличалась», — отметил художник-реставратор лаборатории научной реставрации станковой живописи Валерий Бровкин.
Три года назад в руки реставраторов попали ещё две Мадонны. В результате специалисты раскрыли не только истинные цвета картин, но и значимые факты их непростых судеб в период уничтожения всех религиозных изображений. Так вторая картина Яна Провоста «Мадонна с Младенцем» является лишь центральным фрагментом всего произведения. Варварское извлечение части полотна было способом её спасения. Другая картина, «Мадонна с Младенцем» Яна Госсарта, ранее считалась копией утраченного оригинала. Однако даты, скрывающиеся на обратной стороне досок, позволили доказать её подлинность. Ранее эти картины нигде не выставлялись.
«Дело в том, что ребенок, который был прототипом картины, родился в 1519 году. Соответственно мы понимаем, что дата 1511 год позволяет написать там имя конкретного ребенка и быть оригиналом этой картины», — объяснил заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки Николай Зыков.
«Реставраторы, не зря они самые лучшие. Не зря у нас такие хорошие мастерские. Стоит вспомнить о том, как они, на самом деле, спасают искусство», — подчеркнул директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Специалисты привели картины в состояние приближенное к авторскому замыслу, выполнив свою работу так, чтобы вмешательство было минимальным.