«Крест с образом распятого Христа» вернулся на постоянную экспозицию в Эрмитаже после реставрации

«Крест с образом распятого Христа» вернулся на постоянную экспозицию в Эрмитаже после реставрации

Бережно и не спеша шедевр проносят по залам Эрмитажа. Это своего рода крестный ход, как в XIII веке, когда это распятие несли по улицам Пизы или Флоренции.

«Крест находился в капелле, вероятно, небольшой. В алтарной части. И во время праздника религиозного, во время службы, крестного хода крест выносили. Например, в праздник, посвященный Плоти Христовой, Телу Христову его могли выносить из храма», – рассказала Зоя Купцова, хранитель итальянской живописи XIII-XVI веков Государственного Эрмитажа.

Это самое ранее произведение итальянского искусства в собрании Эрмитажа. Как древний шедевр попал в Россию, неизвестно. В начале XX века он принадлежал графам Строгановым и хранился в их дворце на Мойке. После революции часть коллекции передали Эрмитажу. Спустя еще несколько десятилетий музейные работники обнаружили сенсацию — реставраторы расчистили подпись у подножия Христа. Шедевр обрел автора. Вместо безымянного «мастера из Сан Мартино» — Уголbно ди Тедиче. Это единственная достоверная работа пизанского  живописца, который жил на стыке Средневековья и раннего Ренессанса.

«Реставрация – это не косметическая хирургия. Это научное исследование, и музейная наука держится на реставрации. И каждая наша реставрация — это всегда открытие», – отметил Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.

Именно с этого произведения и открывается коллекция раннего итальянского искусства. Крест с образом Христа вернулся в экспозицию спустя три года реставрации.  

У гостей Эрмитажа впервые появилась уникальная возможность так близко рассмотреть шедевр, которому 750 лет. Крест Уголино ди Тедиче провесит над камином недолго. С наступлением холодов он вернется в климатическую витрину — это специальный шкаф, где создан особый микроклимат для ценных экспонатов.

Для своего возраста крест неплохо сохранился. Впрочем, время взяло свое. Деревянная доска буквально рассыпалась на щепки, живопись местами покрылась кракелюрами, то есть трещинами. Это первая за 90 лет комплексная реставрация шедевра. И казалось бы, все открытия уже сделаны. Но добравшись до авторского слоя, обнаружили, что когда-то фон был серебряным.

«Вот как раз открылся участок, вот на этом участке это черное — это серебро. Остатки серебра. Золото, представляете как сверкает, так и он когда-то и сверкал, когда не было этих утрат, когда живопись была только написана. Можем представить, что здесь был холодный темно-серый фон, наверное, от был располирован», – рассказал Игорь Пермяков, заведующий Лабораторией научной реставрации темперной живописи Государственного Эрмитажа.

Новые открытия реставраторам удается совершать благодаря современному оборудованию, которое, пожалуй, сравнимо с операционной. У мастеров вполне традиционные для медиков инструменты и приборы — скальпель и микроскоп. «Доктора живописи» даже за 20 с лишним лет стажа к своим «пациентам» относятся с трепетом и страхом.

«Лучше трепет и страх, чем беспристрастный реставратор, который делает свою работу. Таких достаточно, к сожалению. Страх Божий всегда присутствует, безусловно», – рассказал Николай Малиновский, художник-реставратор.

Сегодня в лаборатории научной реставрации темперной живописи в работе еще несколько произведений итальянского искусства. И свой профессиональный праздник, который отметят завтра, мастера проведут, склонившись над шедеврами. Впрочем, говорят специалисты, это самая лучшая работа в мире… Да еще с таким видом на Петербург.

«Вид – это наше счастье. Мы наслаждаемся каждый день. И любуемся такой красотой. Нам действительно повезло с мастерской». 

 

Телеканал Санкт-Петербург Телеканал Санкт-Петербург

07:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025