Госдума уточнила понятия в туризме: как это скажется на турбизнесе
Накануне Госдума во втором и третьем чтении приняла законопроект, касающийся понятий в туризме. Документ вносит изменения в отраслевой закон. Как рассказал 9 июля Profi.Travel эксперт, если поправки вступят в силу, то помогут снять некоторую правовую неопределенность в турбизнесе. В первую очередь — в отношениях с государством.
Документ уточняет понятие «Туристская индустрия». Согласно ему, это «комплексная сфера экономической деятельности, связанная с использованием туристских ресурсов и объектов туристской индустрии в целях предоставления туристских услуг, в том числе в составе туристских продуктов, и иных услуг, обеспечивающих потребности туристов, включая услуги по питанию, перевозке, санаторно-курортному лечению, информационному обеспечению, игорно-развлекательные и конгрессно-выставочные услуги».
Объекты туристской индустрии, говорится в документе, это «вид туристских ресурсов, включающих в себя помещения, здания, строения, сооружения, транспортные средства и иные объекты, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности, аренды или на ином законном основании и используемые для оказания туристских услуг». Субъекты — юрлица, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие деятельность, направленную на оказание туристских услуг.
Они, в свою очередь, включают в себя услуги туроператоров и турагентов, средств размещения, экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также услуги, связанные с использованием горнолыжной трассы, пляжа.
Есть в законопроекте и уточнение относительно налогового режима.
«Введение новых терминов позволит снять некоторую правовую неопределённость, в первую очередь в государственных программах, механизмах субсидирования и господдержки, государственного регулирования», — прокомментировал документ вице-президент РСТ, генеральный директор ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов.
Он уточнил, что, например, список участников, которые могут претендовать на государственную поддержку, зависит от предъявляемых требований. Такие определения, как «субъект туристической деятельности» и «объект туристической деятельности» непосредственного влияния на этот выбор не окажут, но позволят более четко формулировать юридические определения, что в дальнейшем поможет избежать споров или претензий Счетной палаты.
Также, по его словам, поправки помогут при принятии региональных законов и государственных программ для определения признаков индустрии туризма, участников отрасли, характеристики туристической услуги. Кроме того, уточнение понятийного аппарата может быть полезно при оформлении официальных документов, договоров и соглашений, а следовательно — в суде.
«Разночтения в терминологии, например, что относить к туристическим услугам при определении грантополучателей, достаточно часто приводят к претензиям контролирующих органов, которые могут иначе трактовать те или иные термины. Мы до сих пор с понятием турпродукта разобраться не можем, а ему уже скоро 20 лет», — резюмировал Георгий Мохов.
Эксперты провели серию бизнес-завтраков для турагентов в девяти городах России. Более 300 профессионалов туриндустрии обсудили ключевые изменения в запросах клиентов и современные инструменты работы. Специалисты сервиса рассказали, как адаптироваться к растущему спросу и предлагать туристам уникальный опыт. Агентам показали, как бронировать все услуги в «одном окне», экономить время и повышать качество сервиса.
Островок B2B продолжает инвестировать в профессиональное развитие партнеров, помогая им быть на шаг впереди в быстро меняющемся туристическом бизнесе. В июне 2025 года сервис провёл серию бизнес-завтраков в Пскове, Астрахани, Ставрополе, Томске, Тюмени, Барнауле, Перми, Набережных Челнах и Улан-Удэ. Встречи прошли при поддержке региональных министерств по туризму.
Эксперты Островок B2B разобрали актуальные тренды отрасли, поделились аналитикой. По данным сервиса, в летнем сезоне 2025 года наблюдается рост спроса на все туристические услуги: бронирования размещения увеличились на 15%, авиаперелетов — на 11%, трансферов — на 36%. Особенно активно развивается сегмент аренды автомобилей: за год количество заказов выросло в два раза.
Как отметили эксперты Островок B2B, современные туристы становятся все более искушенными: их уже не удивить обычным номером в отеле или стандартным маршрутом. Это подтверждают исследования: 67% путешественников готовы платить больше за уникальную атмосферу объекта размещения, а почти половина туристов выбирает места, которыми захочется похвастаться в соцсетях.
Чтобы предложить клиентам запоминающийся опыт, эксперты рекомендовали обратить внимание на альтернативные форматы размещения, такие как апартаменты, глэмпинги, гостевые дома с уникальной атмосферой и дизайном. «Наше предложение альтернативных объектов размещения постоянно растет: количество квартир и домов на сервисе увеличилось на 60% за год, глэмпингов и кэмпингов — на 65%», — рассказала Дарья Кочеткова, управляющий директор группы компаний Островок.
Турагенты получили практические рекомендации по работе с сервисом: как быстро находить лучшие предложения среди 2,7 млн объектов размещения, оформлять индивидуальные и групповые бронирования, резервировать авиа- и ж/д-билеты, трансферы и автомобили. Эксперты показали, как с помощью платформы повышать качество услуг и экономить время на рутинных операциях.
Дарья Кочеткова подчеркнула: «Несмотря на рост самостоятельного туризма, профессионалы индустрии остаются незаменимы для клиентов, которые ценят персональный подход и надежный сервис. Мы всесторонне поддерживаем партнеров: делимся аналитикой, обучаем работе с современными инструментами, создаем площадки для обмена опытом и поиска решений, которые позволяют агентам быстро адаптироваться к изменениям рынка. Функционал платформы, где можно бронировать в «одном окне» все туристические услуги, позволяет планировать поездки любой сложности как в России, так и за рубежом».
Островок В2В — лауреат множества отраслевых премий. Признан лучшим технологическим продуктом по версии премии Buying Business Travel Awards 2021, а также лучшим цифровым решением для компаний в сфере туризма в премии «Маршрут построен» в 2024 и 2025. Сегодня сервис объединяет более 21 500 агентов по всей России. Уникальные технологии, продвинутый функционал и прямые контракты с поставщиками позволяют турагентам-партнерам сервиса работать с максимальной прибылью и гарантировать туристам качественное обслуживание.
Контакты:Островок В2В Тел.: +7 800 770-74-89start@ostrovok.ruwww.b2b.ostrovok.ru