Институт судебных приставов в Российской империи при Александре II. Часть третья

Институт судебных приставов в Российской империи при Александре II. Часть третья

История института судебных приставов в русских землях уходит корнями в глубины средневековья. В Древней Руси эти должностные лица играли ключевую роль в отправлении правосудия, обеспечивая исполнение судебных решений и поддержание порядка в судебных процессах. От скромных «мечников» Киевской Руси до организованных «недельщиков» Московского государства – путь развития судебных исполнителей отражает эволюцию российской правовой системы на протяжении пяти столетий. РАПСИ продолжает рассказ, как развивался этот институт уже при императоре Александре II.

Император Александр II подписал 1 ноября 1865 года положение, которым окончательно был определен статус судебных приставов в России. Этот исторический документ стал завершающим элементом грандиозной судебной реформы 1864 года, которая коренным образом преобразовала правовую систему Российской империи. Положение устанавливало очередность введения судебных уставов, утвержденных в декабре 1864 года, и впервые в российской истории создавало стройную систему исполнения судебных решений.

Институт судебных приставов, созданный в результате судебной реформы Александра II, просуществовал без существенных изменений более полувека — до прихода большевиков к власти и был упразднен Декретом Совета Народных Комиссаров 24 ноября 1917 года. За этот период он стал неотъемлемой частью российской судебной системы, обеспечивая реальное исполнение судебных решений и поддержание порядка в судебных заседаниях.

Дореформенная ситуация

До судебной реформы 1864 года система исполнения судебных решений в Российской империи находилась в кризисном состоянии. В XVIII – XIX веках в Российской империи стали повсеместно появляться «долговые ямы»; действовала круговая порука; за неуплату подушной подати продавали имущество должника, применяли телесные наказания, ссылали на принудительные работы.

В XVIII веке должность и функции судебного пристава были упразднены и перешли в ведение полиции. В 1782 году в городах была введена должность полицейского пристава — частный (участковый) или городской пристав, а в сельской местности с 1873 года появились становые приставы. Однако полицейская система оказалась неэффективной для исполнения судебных решений. По этой причине установленный порядок ведения судебных дел постоянно нарушался, судебные разбирательства из-за несвоевременного вызова в суд участников процесса затягивались не на одно десятилетие, а исполнение решений суда откладывалось на годы.

В таких условиях очевидной стала необходимость кардинального реформирования судебной системы и восстановления института судебных приставов. Александр II, взошедший на престол в 1855 году в условиях поражения в Крымской войне, понимал необходимость коренных преобразований всей государственной системы.

Судебная реформа 1864 года и создание института судебных приставов

20 ноября 1864 года императором Александром II были утверждены «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства». В этот день император ввёл в действие одновременно четыре новых законодательных акта, изменивших систему судоустройства Российской империи. Эти документы, получившие название Судебных уставов, заложили основы современной российской судебной системы. Также 20 ноября Александр II в Царском Селе подписал Указ Правительствующему сенату, в котором говорилось: «Рассмотрев сии проекты, мы находим, что они вполне соответствуют желанию Нашему утвердить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных Наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе Нашем то уважение к закону, без которого невозможно общественное благосостояние».

Вопрос о реализации уставов был решен «Высочайше утвержденным Положением о введении в действие Судебных Уставов 20 ноября 1864 г.», которое содержалось в именном императорском указе от 19 октября 1865 года. Именно этот документ, подписанный 1 ноября 1865 года по новому стилю, и определил окончательный статус судебных приставов в Российской империи.

Также 1 ноября 1865 года императором Александром II было подписано Положение о введении в действие судебных уставов, которое установило практический механизм функционирования новой судебной системы, включая институт судебных приставов.

Судебные приставы состояли при судах всех уровней. Их задачей было вручение участникам процессов повесток и судебных бумаг, а также совершение всех действий, необходимых для исполнения судебных решений. Судебные приставы были при каждом суде, они вручали участникам процесса повестки и документы, помогали исполнять судебные решения. Согласно новой судебной системе, в соответствии с принятыми законами судебные приставы состояли при мировых судьях, окружных судах, судебных палатах и кассационных департаментах Сената. Это обеспечивало присутствие приставов на всех уровнях судебной иерархии.

Они избирались председателями этих учреждений, а при кассационных департаментах – обер-прокурорами. Численность судебных приставов определялась индивидуально для каждого суда по штатам, утвержденным министром юстиции Российской империи. К исполнению своих обязанностей они допускались только после соответствующей проверки в Кассационном департаменте Правительствующего Сената. Это обеспечивало определенный уровень квалификации и благонадежности кандидатов на должность судебного пристава.

Одной из наиболее интересных особенностей организации судебных приставов была их корпоративная структура. Приставы были объединены в самоуправляемые корпорации по округам судебных палат, солидарно отвечавшие за ущерб от неправомерных действий своих членов, и имевшие дисциплинарную власть.

Судебные приставы были чиновниками, находившимися в распоряжении судов, и при этом составлявшими корпорацию с солидарной ответственностью. Это означало, что все приставы данного округа несли коллективную ответственность за действия каждого из своих членов.

Составители Судебных уставов 1864 года, желая создать из судебных приставов отдельное организованное сословие, выработали специальные правила образования советов и товариществ приставов на принципе круговой поруки друг за друга. Однако эта идея в России не привилась и до революции существовал лишь один совет приставов – в Санкт-Петербургском судебном округе, а товарищества так и не были созданы.

Важным элементом обеспечения ответственности приставов была залоговая система. При вступлении в должность приставы вносили залог. К исполнению своих обязанностей они допускались только после соответствующей проверки в Кассационном департаменте Правительствующего Сената и внесения на случай неправильных действий судебного пристава, причинивших убытки, залога.

Требования к кандидатам и процедура назначения

Обязательными условиями для вступления в должность судебных приставов являлось российское подданство, совершеннолетний возраст, мужской пол и нравственная безупречность. Не могли быть судебными приставами лица, опороченные судом, следствием, общественным или сословным приговором.

Эти требования отражали стремление создать корпус надежных и честных исполнителей судебных решений, что было особенно важно в условиях проводимых либеральных реформ.

В течение первого года службы судебный пристав считался кандидатом на должность и проходил испытательный срок, по завершении которого определялась степень его подготовленности к исполнению обязанностей и в случае положительного решения происходило официальное утверждение в должности.

Такая система позволяла оценить реальные способности кандидата к исполнению сложных обязанностей судебного пристава и отсеять неподходящих лиц еще на начальном этапе службы.

Продолжение следует

Андрей Кирхин

Предыдущие публикации первая и вторая 

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены

 

РАПСИ РАПСИ

11:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025