Институт судебных приставов в Российской империи при Александре II и его преемниках (1865-1917 гг.) Часть четвертая
История института судебных приставов в русских землях уходит корнями в глубины средневековья. В Древней Руси эти должностные лица играли ключевую роль в отправлении правосудия, обеспечивая исполнение судебных решений и поддержание порядка в судебных процессах. От скромных «мечников» Киевской Руси до организованных «недельщиков» Московского государства – путь развития судебных исполнителей отражает эволюцию российской правовой системы на протяжении пяти столетий. РАПСИ рассказывает, как развивался этот институт уже при императоре Александре II.
Функции и обязанности судебных приставов
Деятельность судебных приставов в Российской империи можно разделить на несколько основных направлений. Обязанности судебных приставов, состоящих при судебных палатах и кассационных департаментах Сената, существенно отличались от обязанностей их коллег, состоящих при окружных судах и мировых съездах.
На низовом уровне — при мировых судах и окружных судах — приставы занимались прежде всего:
• Вручением повесток и судебных документов участникам процессов;
• Обеспечением явки сторон в суд;
• Исполнением судебных решений по гражданским делам;
• Поддержанием порядка в зале судебных заседаний.
Для исполнения распоряжений председателя или первоприсутствующего по охранению порядка в заседании суда в присутственной комнате находится судебный пристав или заменяющее его лицо по усмотрению председателя, а в Сенате — по распоряжению обер-прокурора.
Исполнение судебных решений
Центральной функцией судебных приставов было обеспечение реального исполнения судебных решений. Денежное взыскание или вознаграждение, не оплаченное к назначенному сроку, взыскивается по выданным мировым судьей исполнительным листам или местными полицейскими чинами, или волостными и сельскими начальствами, или же судебными приставами, состоящими при мировом съезде.
При необходимости приставы могли обращаться за содействием к полиции. Сопротивление судебному приставу давало ему право призвать на помощь полицейские власти и даже военную силу.
Особенности работы на разных уровнях
Для мировых судов предусматривались особые правила организации службы приставов. Для исполнения решений мировых судей и их съездов и для других исполнительных действий по распоряжениям съездов и их председателей могут быть назначаемы особые судебные пристава.
Все судебные приставы получали денежное содержание от государства в соответствии с утвержденными тарифами по штатной должности и пользовались правами государственного служащего. Это обеспечивало материальную независимость приставов и снижало риски коррупции.
Помимо должностных окладов судебные приставы получали денежное вознаграждение за выполнение мероприятий по исполнительному производству. Размер денежного вознаграждения выражался в процентах от суммы либо арестованного, либо охраняемого, либо продаваемого имущества должника.
Место в табели о рангах
Должность судебного пристава приравнивалась к должности чиновника, начиная от 7-го разряда и ниже по 14-разрядной шкале табели о рангах Российской империи. Однако другие источники указывают несколько иную информацию: должность судебного пристава приравнивалась к должности чиновника 10-го разряда по 14-разрядной шкале Табели о рангах Российской империи.
Различие в указании разрядов может объясняться тем, что приставы при разных судебных учреждениях имели различный статус — приставы при высших судах получали более высокие разряды.
Финансирование на местном уровне
Для мировых судов предусматривалась особая система финансирования. Число судебных приставов, состоящих при съездах, и количество содержания их из земских сборов, а в столицах из городских доходов, определяются земскими собраниями или общими городскими думами по принадлежности.
Защита приставов при исполнении служебных обязанностей
Законодательство предусматривало серьезную защиту судебных приставов при исполнении ими служебных обязанностей. Всякое нанесение судебному приставу во время исполнения им служебных обязанностей оскорблений и всякое сопротивление его законным требованиям или распоряжениям считалось преступлением против власти и предусматривало уголовное наказание для виновных.
Если при исполнении судебных постановлений судебному приставу оказывалось сопротивление, виновные лица несли суровое наказание (лишение всех прав состояния, ссылка на каторжные работы или в Сибирь на поселение, отдача в арестантские роты и др.).
Ответственность самих приставов
Вместе с тем система предусматривала и строгую ответственность самих приставов за ненадлежащее исполнение обязанностей. Была предусмотрена дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность судебного пристава в случае ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей.
Судебные приставы при мировых съездах назначались председателями этих съездов, они состояли под их надзором и подчинялись дисциплинарной их власти. Это обеспечивало контроль за деятельностью приставов со стороны судебного руководства.
Судебная реформа вводилась постепенно по всей территории империи. Судебные уставы сначала действовали только в Санкт-Петербургском и Московском судебных округах. Региональная особенность судебной реформы заключалась в том, что в Пензенской губернии она проводилась с 1869 года, а не с 1865 года, как в Российской империи в целом.
Система мировых и общих судов
В соответствии с Судебной реформой 1864 года в России действовали две системы судов – мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Создавались они в городах и уездах и, как правило, один или несколько уездов составляли мировой округ. Всего было создано 108 таких судебных округов, делившихся на участки, где мировые судьи единолично осуществляли правосудие.
При каждом из этих судебных учреждений состояли судебные приставы, обеспечивающие практическое функционирование судебной системы.
На протяжении более чем полувека своего существования институт судебных приставов в Российской империи продемонстрировал свою эффективность. Судебная реформа 1864 года не была реализована в полной мере в связи с принятием в последующие 20 лет около 700 судебных узаконений, вступивших в противоречие с основными положениями Уставов, однако базовые принципы организации службы судебных приставов остались неизменными.
Институт продолжал функционировать вплоть до революционных событий 1917 года, обеспечивая исполнение судебных решений и поддержание порядка в судах по всей территории Российской империи.
Создание института судебных приставов стало важным элементом построения правового государства в Российской империи. Впервые в российской истории была создана систематизированная, законодательно урегулированная служба, ответственная за исполнение судебных решений. Это обеспечивало реальность судебной власти и укрепляло авторитет суда в обществе.
После октябрьских событий 1917 года институт судебных приставов прекратил свое существование одновременно с ликвидацией старой судебной системы Российской империи. Декретом Совета Народных Комиссаров №1 от 24 ноября 1917 года, вместе с ликвидацией прежней судебной системы, упраздняется также институт судебных приставов.
Вклад в развитие судебной системы
Институт судебных приставов, созданный в результате судебной реформы Александра II, стал важным элементом модернизации российской судебной системы. Впервые в российской истории была создана профессиональная служба, специально предназначенная для исполнения судебных решений и обеспечения функционирования судов.
Принципы организации института судебных приставов — корпоративность, солидарная ответственность, материальная заинтересованность, строгий контроль за деятельностью — оказались настолько удачными, что многие из них были использованы при воссоздании службы судебных приставов в постсоветской России.
Институт судебных приставов, созданный в Российской империи в результате судебной реформы 1864 - 1865 годов, представлял собой важный элемент модернизации правовой системы страны. С момента подписания в 1865 году императором Александром II Положения о введении в действие судебных уставов правовой статус и компетенция судебного пристава получили законодательную регламентацию.
На протяжении более чем полувека своего существования — с 1865 по 1917 год — этот институт обеспечивал эффективное функционирование судебной системы Российской империи. Судебные приставы не только исполняли судебные решения и поддерживали порядок в судебных заседаниях, но и стали символом торжества законности и справедливости в пореформенной России.
Принципы организации службы судебных приставов, заложенные реформаторами XIX века — профессионализм, ответственность, независимость в рамках закона — оказались настолько жизнеспособными, что были во многом воспроизведены при создании современной российской службы судебных приставов в конце XX века. Это свидетельствует о высоком качестве правовых решений, принятых в ходе судебной реформы Александра II, и об их непреходящем значении для развития российской правовой системы.
Андрей Кирхин
Предыдущие публикации первая и вторая
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены