Искусственный интеллект привлекут к управлению транспортом во всех городах

Искусственный интеллект привлекут к управлению транспортом во всех городах

Действующее законодательство регулирует только деятельность перевозчиков, не учитывая предпочтения пассажира. О том, как избежать транспортных коллапсов в больших городах, о новой транспортной политике и роли новых технологий в отрасли «Парламентской газете» рассказал член Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Сергей Еремин.

Легкий тормоз в отрасли

— Перед Минтрансом сегодня стоит задача до 2030 года обновить более 65 тысяч единиц общественного транспорта: троллейбусов, автобусов, трамваев. Сергей Васильевич, скажите, пожалуйста, как в 2025 году выполняется эта программа и что мешает ритмичному развитию транспортной отрасли?

— Общественный транспорт — это один из важнейших элементов функционирования любой системы: города, региона, страны, без этого не обойтись. К 2030 году, действительно, это и в национальных проектах определено, 85 процентов подвижного состава общественного транспорта должно соответствовать нормативным срокам. Это гигантский вызов. Я думаю, что мы его исполним, вопрос — каким образом. Начиная с 2017 года мы серьезно нарастили темпы обновления электротранспорта. Такого никогда не было в стране. У нас в целом более 600 единиц троллейбусов было обновлено — это приличный объем, практически 8-10 процентов всего парка. Это за год произошло, 2024 год является эталоном того, как надо обновлять транспорт. Тем не менее у нас сейчас серьезная конкуренция, технологии развиваются, и возникает вопрос: «А как дальше?» И мы легкий тормоз включили в 2025 году, с троллейбусами и трамваями определенная технологическая пауза возникла. Многие считают, что это дорогостоящее мероприятие. Хотя если смотреть жизненный цикл трамвая и троллейбуса, то они эффективнее. На короткий период, на пять лет, можно взять автобус, но у автобуса и электробуса срок службы — 10 лет, у троллейбуса — 15, а у трамвая — 25 лет. Троллейбус с финансовой точки зрения выгоднее, чем автобус на 10-15 процентов, а трамвай — на 30-40.

Эксперт рассказал, кто заплатит за ДТП с беспилотным автомобилем Старый транспорт

— Вы как-то сказали, что у нас в стране отсутствует четкая политика управления транспортом, и сравнивали ее с ездой без руля. Какие ключевые элементы должна включать новая транспортная политика, чтобы исправить эту ситуацию?

— Как общественный транспорт управляется у нас в стране? Как правило, полномочия отдаются муниципалитетам, которые сегодня не обладают почти никаким финансовым ресурсом, чтобы обновлять пассажирский транспорт. У нас сегодня общественным транспортом федеральный уровень практически не занимается, только в виде программ, субсидий. Я считаю, что система должна управляться с государственного уровня. Именно управляться, не вести статистику, не констатировать поражение или проблемы. Для этого есть предпосылки и, самое главное, есть механизмы, как это можно сделать, но надо законодательство расширять.

— Вы выступаете за принятие нового закона о транспортном обслуживании. Что он должен регулировать?

— Действительно, мы сейчас с экспертами обсуждаем, но это еще даже не проект закона, до этого еще пройдет много споров, дискуссий. У нас законодательство всегда регулировало только перевозочную деятельность. А управление городской мобильностью? Мы абсолютно этим не занимаемся. Если вы посмотрите транспортное законодательство, то не увидите там человека и его потребности. Нравится ему пользоваться этим маршрутом или нет — другого ничего нет. Если не нравится, если мы сделали не очень хорошо, то человек вынужденно пересаживается на автомобиль, мучается и так далее. Поэтому ключевой момент нового законодательства о транспортном обслуживании заключается в том, чтобы поменять философию: мы должны регулировать и управлять общественным перемещением в городе.

Артем Шейкин: В 2030 году россияне поедут на беспилотных такси ИИ повсюду, просто его не видно

— Как искусственный интеллект задействован в отрасли и как он может на нее повлиять?

— При его правильном использовании это вещь, на мой взгляд, незаменимая, и на самом деле сегодня в крупных городах мы достигли достаточно неплохого уровня цифровизации с выходом на интеллектуальные системы управления. В первую очередь это касается перемещения. Я думаю, что в ближайшие пару лет активно начнут появляться в городах системы адаптивного управления движением на городских улицах, при которой человек не будет вмешиваться в этот процесс. Это система датчиков, видеокамер и так далее, которая будет обрабатывать информацию и в живом режиме регулировать фазы светофора. Искусственный интеллект повсюду, мы его просто не видим.

 

Парламентская газета Парламентская газета

08:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025