Историки ведут споры о возрасте города Романова - нынешнего тутаевского левобережья

Историки ведут споры о возрасте города Романова - нынешнего тутаевского левобережья

Почему историки более двухсот лет спорят о возрасте города Романова? С XIX века в краеведческой литературе приводятся две версии появления города Романова – нынешнего тутаевского левобережья – две даты его основания и два князя-основателя.

Большая часть исследователей уверена, что город был основан в четырнадцатом столетии ярославским князем Романом Васильевичем, правнуком святого князя Федора Ростиславича Черного, не ранее 1345 года. Это отражено рядом родословных росписей родов ярославских князей XVII века.

Андрей Экземплярский, известный русский историк-медиевист XIX века и один из авторов знаменитого в Российской империи Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, так писал о ярославском князе Романе Васильевиче, основавшем город: «О Романе Васильевиче… в летописях… сохранилось два известия… что он вместе с братом своим участвовал в походе великого князя Дмитрия Донского на Тверь в 1375 г., а в 1380 г. бился на Куликовом поле… По родословным, Роман «поставил город Романов во имя свое».

К концу XIV века город, несомненно, существовал. Основания для этого дает и запись Новгородской первой летописи старшего извода под 1392 годом: «А се имена всем градом рускым далним и ближним… А се Залескии: …На Белеозере два городка. На Молозе Городець. Ярославль. Ростов... Суждаль… Володимерь. Клещин. Переяславль. Дмитров. Москва камен… Романов».

При этом тутаевские краеведы видят основателя Романова в угличском князе Романе Владимировиче, княжившем в 1261–1285 годах; в некоторых летописях годом его смерти указан 1278-й. Автор этой версии – учитель истории и географии Угличского уездного училища 1-й половины XIX века Федор Харитонович Киссель: «Роман Владимирович прославил также себя построением в своем Княжестве нового и красивого города, который и назван в честь основателя своего Романовым… летописи повествуют подробно об этом подвиге Угличского князя… Роман Владимирович собрал бояр и духовенство, … призвавши мастеровых и рабочих отправился с ними к слободе Борисоглебской, и напротив ея на высоком берегу Волги заложил Соборную церковь [города Романова]».

Киссель при этом опирался на бытовавший местный «Угличский летописец» последней трети XVIII в., в котором так описывались владения князя: «Имеяше же к тому благоверный князь Роман Владимирович при своем богохранимом княжении и прочие еще придельныя пять грады, яко же в житии его упоминаемые... Кашин-1, и Бежецкий-2, Железноустюг-3, Дмитров-4, и Звенигород-5, також к сим прилагаем и новозданный сей град Романов-6, самый же начальствуемый над ними бысть – державный и пресловущий град Углич-7. К тому же и великопосадныя три сия слободы якоже и градове, славнии и великии: 1-Борисоглебская, что на здешней стране реки Волги от нея же новозданному граду Раманову начало здания вину прияти, стоящая против града Раманова; 2-Рыбенскатакожде на здешней стране реки Волги, в 30 верстах отстоящая от новозданного града Романова вверх устоящая над Волгою и рекою Черемохою; 3-Мологжская, тако же от Рыбенские вверх по Волге реке, в 20 верстах отстоящая по ону страну реки Волги, на реце Мологе, стоящая…».

Археологические исследования на левом берегу Волги на Романовской стороне Тутаева не дают оснований для ранней датировки – находок с твердым ранним периодом бытования нет, найденная гончарная керамика немногочисленна и могла бытовать как в XIII, так и в XIV веке.

В конце XIII в. нахождение под властью одного из многих удельных князей земель, входившими на тот момент в состав Великого княжества Владимирского, а затем Московского княжества (Дмитров, Звенигород), Новгородской республики (Бежецк), Тверского княжества (Кашин), Ярославского, а затем Мологского княжества (Устюжна, Молога), выглядит как историческая фантастика. Владения такого размера угличский князь Роман даже теоретически не мог бы получить без санкции (ярлыка) ордынских ханов, но о таких ярлыках историкам ничего неизвестно.

Сама запись летописца могла быть сделана на двести лет позже периода жизни и правления князя Романа. Перечень владений угличского князя Романа Владимировича конца XIII века в «Угличском летописце» содержит города, слободы и земли, которыми владел, либо на которые претендовал в последней четверти XV века другой угличский удельный князь – Андрей Васильевич Большой.

От отца, великого князя московского Василия II (Темного), он получил Углич, Устюжну, Звенигород, Бежецкий Верх. Дмитровом владел старший брат Андрея – князь Юрий Васильевич. Он не имел детей, и после его смерти осенью 1472 года присоединение Дмитрова Иваном III к московским владениям привело к открытому конфликту великого князя с братьями Андреем Большим, Борисом Волоцким и Андреем Меньшим.

Для разрешения конфликта Иван Васильевич отдал князю Борису Вышгород, а князю Андрею Меньшому – Тарусу. Для этих же целей великая княгиня Мария Ярославна в период до сентября 1473 года подарила князю Андрею Большому купленные ей ранее волости – Романов городок и Усть-Шексну на левом берегу Волги.

Рыбная и Борисоглебская слободы были учреждены великим князем московским Иваном III на правом берегу Волги прямо напротив центров этих волостей, полученных князем Андреем. Слободы обычно учреждались вблизи границ княжеств – так проще было переманивать от соседей с помощью налоговых и иных льгот самый ценный ресурс – людей.

Прав угличских князей на Рыбную и Борисоглебскую слободы автор «Угличского летописца» (а точнее, его предшественника – не дошедшей до нас «Повести о князьях угличских» с записями о XIII–XV вв.) из окружения князя Андрея Большого не мог бы заявить даже иносказательно, если бы речь не шла о бывших подданных, перешедших с левого берега Волги на правый, к великому князю. Действительно, многие жители Рыбной слободы еще в XVII–XVIII вв. продолжали носить такие же фамилии, как у жителей левобережных волжских деревень. А история с подарком матери своему среднему сыну волости Романов городок трансформировалась в «Угличском летописце» в рассказ об основании угличскими князьями города Романова.

Сам угличский князь Роман стараниями Андрея Васильевича стал местночтимым угличским святым: «В княжение благовернаго князя Угличскаго Андрея Васильевича и сынов его Иоанна Андреевича и Димитрия Андреевича, в лето 1487-е, прежде изгнания князя Андрея, обретены быша мощи благовернаго князя Угличскаго Романа нетленны, источающе различныя исцеления, яко же в житии его пишется».

Тутаевские краеведы пытались «примирить» обе версии об основании города, предположив, что город после своего основания в XIII веке был сожжен ордынцами и затем лишь возрожден ярославским князем Романом Васильевичем, – но подтверждений этому не дают ни летописи, ни археология. Более обоснованным выглядит отсчет начала истории города с четырнадцатого столетия.

 

Ярославский регион Ярославский регион

16:05
22
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025