Из банка и прокуратуры не позвонят через Telegram и WhatsApp*
Мошенничества в интернете, в том числе в мессенджерах, приобрели за последние годы просто глобальный размах. Аферисты используют мгновенные сообщения из-за их удобства, дешевизны и невозможности создателей сервисов в полной мере контролировать пересылаемый контент. Но 1 июня 2025 года вступает в силу закон, который запрещает сотрудникам госорганов, банков и операторов связи общаться с клиентами через зарубежные мессенджеры. Ограничения также коснутся некредитных финансовых организаций, крупных агрегаторов и сайтов с аудиторией от 500 тысяч пользователей в день. «Парламентская газета» узнала, что грозит тем, кто нарушит закон, и какими мессенджерами пользуются депутаты и сенаторы.
Веб-атаки продолжаютсяРасцвет дистанционного мошенничества идет в ногу с развитием информационных технологий. С тех пор как у каждого появились карта, аккаунты на сайтах банков или специальные приложения, мошенники совершенствуют свои формы обмана. К примеру, появление Системы быстрых платежей упростило жизнь многим клиентам банков и покупателям, но при этом стало настоящей золотой жилой для телефонных разводил. По данным главы компании InfoWatch Натальи Касперской, общий ущерб от действий телефонных и онлайн-мошенников в 2024 году составил 200 миллиардов рублей, а совокупный ущерб экономике России от действий злоумышленников — в четыре раза больше.
Законы, вступающие в силу в июне
Часть мошеннических атак сейчас предотвращается на этапе установления контакта благодаря системе «Антифрод» Роскомнадзора, которая блокирует вызовы с подменных номеров, а также благодаря набору маркеров, который позволяет с большой долей вероятности определить, что звонок от мошенника. В 2024 году «Антифрод» проанализировала около 158 миллиардов вызовов и предотвратила почти 606 миллионов звонков с подменных номеров.
Но количество мошеннических звонков продолжало расти, в первую очередь за счет увеличения числа вызовов через мессенджеры. Чаще всего мошенники представлялись сотрудниками банков или полиции и запугивали жертву, в ход шли также голосовые и видеодипфейки.
Предупрежден, но…Первые шаги к профилактике подобных преступлений сделали в октябре 2022 года, когда Минпромторг обратился к промышленным предприятиям страны с просьбой отказаться от использования иностранных мессенджеров во внутрикорпоративных коммуникациях. Другие профильные ведомства тоже постоянно рекомендовали своим подструктурам пользоваться только отечественным софтом. Например, Минпросвещения рекомендовало ограничить использование иностранных мессенджеров и сервисов для занятий в школах и перейти на «VK Мессенджер».
Но в силу привычки и из-за нежелания что-то менять многие игнорировали эти предупреждения. Поэтому 1 марта 2023 года для ряда российских организаций ввели законодательный запрет использовать в своей деятельности иностранные сервисы для обмена сообщениями. Банкам и госкомпаниям запретили использовать зарубежные мессенджеры для передачи платежных документов и предоставления информации, содержащей персональные данные граждан РФ.
Роскомнадзор составил тогда «стоп-лист», в который попали девять мессенджеров: Discord, Microsoft Teams, Skype for Business, Snapchat, Telegram, Threema, Viber, WhatsApp* и WeChat.
Переход на российский софтА 1 июня 2025 года вступает в силу закон, который вводит комплекс мер, пресекающих действия мошенников. Среди них — возможность онлайн-обмена информацией между госорганами, банками и операторами связи. Также закон запрещает госорганам и банкам общаться с клиентами через зарубежные мессенджеры. Еще одно нововведение — обязательная маркировка звонков от организаций: на экране телефона будет отображаться название компании, что поможет отличить официальный звонок от мошеннического.
По мнению депутата Анатолия Вассермана, пользоваться иностранными мессенджерами нежелательно, так как вся переписка может попасть в руки западных спецслужб: «У меня лично есть основания полагать, что сведения, направленные мне через Whatsapp*, попадают не только ко мне, но и в террористическую организацию Украина. Поэтому лучше не давать возможность заинтересованным лицам и организациям копаться в сведениях о нас», — пояснил парламентарий.
Для общения госорганов, банков и других структур необязательно нужны мессенджеры, считает телеком-эксперт Эльдар Муртазин. Достаточно отправить СМС с текстом, например: «Ваша услуга оказана», либо можно создать специальный чат на сайте госоргана, где оператор в режиме онлайн будет отвечать на вопросы пользователя.
«ВКонтакте», Mail.ru — это российские проекты, но их мессенджерами мало кто пользуется из потребителей», — добавил Муртазин.
А Анатолий Вассерман не исключил, что Telegram, которым он довольно активно пользуется, сочтут в конечном счете отечественной разработкой, «поскольку критерии, что относить к отечественным, а что к иностранным, пока еще в этой сфере не совсем сформулированы».
Штрафные санкцииМногие компании продолжают до сих пор пользоваться иностранными сервисами коммуникации в рабочих целях — по привычке. Поэтому за нарушение запрета начнут привлекать к административной ответственности. Штраф можно получить за передачу платежных или персональных данных, а также за подключение иностранного мессенджера к информационной системе для безналичных расчетов россиян.
По словам эксперта законодательству Полины Романовских, за использование иностранных мессенджеров привлечь к ответственности могут должностное лицо — как правило, это руководитель компании — или саму организацию. Для обычных сотрудников санкции не предусмотрены.
Размеры штрафов составляют от 30 тысяч до 50 тысяч рублей — для должностных лиц, от 100 тысяч до 700 тысяч рублей — для организаций. Протоколы составляют сотрудники Роскомнадзора, а рассматривают их и выносят решения районные суды. «Но за полтора года после введения штрафов судебная практика так и не сформировалась, поэтому нам еще только предстоит узнать особенности применения нововведений», — сказала Полина Романовских.
Только для личного общенияЗапрет использовать иностранные мессенджеры касается не всех организаций. Ограничения установлены только для компаний, связанных с государством, и организаций финансового сектора. Запрет также не распространяется на парламентариев, так как они не считаются госслужащими. Это подтвердил на пленарном заседании Госдумы, когда рассматривали законопроект, председатель IT-комитета Сергей Боярский: «Речь идет об исполнении ими своих обязанностей. Между собой, между коллегами, — пожалуйста, общайтесь на здоровье. Мы хотим донести до граждан, что ни из поликлиники, ни из банка, ни из полиции, ни из ФСБ им никогда не позвонят ни через Telegram, ни через WhatsApp. А если позвонят, значит, это точно мошенники».
Запрещать работу иностранных мессенджеров в России не планируется. По словам главы Минцифры Максута Шадаева, выступавшего в апреле на конференции «Телеком Будущего 2025», комплексное регулирование, которое сегодня применяется в отношении иностранных мессенджеров, позволяет обеспечивать безопасное использование таких приложений без их полного запрета.
Чем пользуются парламентарииВ России есть альтернатива иностранным мессенджерам для информирования граждан, например мессенджер «Яндекса», «ВКонтакте» или СМС, считает лидер партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. «Для защиты национальных интересов нужно развивать собственные российские мессенджеры. Надеюсь, что введение запрета подстегнет отечественных разработчиков. Впрочем, в наше время утечка данных — это большая проблема. Я бы никому не рекомендовал отправлять личную чувствительную информацию даже через российские мессенджеры и соцсети», — добавил он.
Миронов рассказал, что сам он использует Telegram, как для рабочих, так и для личных целей: «У меня еще есть Тelegram-канал, а с гражданами общаюсь через свою интернет-приемную и все поступающие сообщения читаю лично сам».
Артем Шейкин © Игорь Самохвалов/ПГ
Первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин отдает предпочтение проверенным и максимально защищенным мессенджерам с высоким уровнем шифрования. «Важно, чтобы коммуникация была не только удобной, но и безопасной, особенно когда речь идет о вопросах финансового и государственного характера, — рассказал он нашему изданию. — Запрет на звонки из банков и государственных органов через мессенджеры — это разумная мера, направленная на снижение рисков мошенничества и защиту личных данных граждан. В своей практике доверяю мессенджеру Express, который сочетает в себе удобство и высокий уровень безопасности».
Зампредседателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Сардана Авксентьева рассказала нашему изданию, что недавно отказалась от использования приложения WhatsApp из-за большого количества спама и попыток мошенников завладеть данными. «Рекомендую всем быть внимательными и осторожными», — добавила она.
Депутат Боярский предложил создать многофункциональный цифровой сервис
Депутат Госдумы Виталий Милонов тоже считает, что альтернативой для информирования граждан может стать «ВКонтакте». Главное — чтобы аккаунт был верифицирован, сделать это можно с помощью Госуслуг. «Это должна быть уникальная учетная запись, потому что у некоторых людей в силу, будем так говорить, растерянности существует много разных учетных записей «ВКонтакте», они забывают пароли и регистрируются заново. Такого быть не должно. Пока не появились новые перспективные отечественные разработки, базовой версией для общения является «ВКонтакте» с подтвержденной учетной записью», — добавил Милонов.
По его словам, есть мессенджеры, в которых можно общаться только по бытовым вопросам, а для рабочих моментов безопасных мессенджеров с более высоким уровнем конфиденциальности в широком доступе нет. «Лично я пользуюсь чаще всего Telegram и «ВКонтакте». В последнем мы с избирателями переписываемся. Этот мессенджер привязан к моей учетной записи. На меня там избиратели подписаны, они пользуются и обращаются ко мне через мессенджер», — отметил Милонов.
* Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России