Ярославский травматолог рассказал о профилактике и лечении артрозов и остеопороза, влиянии ковида на суставы
Гостем программы «ЯДоктор» (16+) на телеканале ЯПервый стал заведующий 7-м травматолого-ортопедическим отделением больницы имени Соловьева, главный внештатный травматолог министерства здравоохранения Ярославской области Михаил Белов. Он рассказал о профилактике и лечении артрозов и остеопороза, влиянии ковида на суставы.
Главный травматолог региона крайне обеспокоен ростом травматизма, спровоцированного массовым увлечением средствами индивидуальной мобильности – СИМ.
– Не только дети, но и взрослые получают травмы, причем очень серьезные, сравнимые с мотоциклетными, поскольку скорость у средств индивидуальной мобильности достаточно высокая. Результат: переломы таза, рук, ног. Иногда они создают угрозу жизни пациента, – поделился Михаил Белов.
Причиной он считает отсутствие навыков вождения и излишнюю самоуверенность самокатчиков.
– Когда управляешь таким транспортным средством, кажется, что это очень просто. Но на самом деле даже при скорости 15 км/ч, не говоря уже о более высокой, требуется умение маневрировать, контролировать дорожную обстановку, иначе при попадании колеса даже в небольшую ямку произойдет опрокидывание. Управление самокатом в состоянии алкогольного опьянения многократно увеличивает этот риск, – констатировал доктор.
И посетовал на то, что для СИМов пока нет выделенных дорожек, поэтому самокатчики ездят по тротуарам, по проезжей части среди машин, вследствие чего попадают в аварии.
– Таких примеров много. Недавно с Волжской набережной Ярославля привезли к нам в отделение сорокалетнего мужчину с переломом костей таза. Незадолго до этого был госпитализирован пожилой мужчина с переломом плечевой кости.
Еще одна появившаяся в последние годы причина переломов – это ковид, точнее, его последствия.
Пандемия схлынула, но оставила после себя тяжелое бремя постковидных остеонекрозов, нарушений в работе опорно-двигательного аппарата. Расхлебывать ее последствия придется еще долго.
Ковид стал настоящим вызовом для ортопедов.
– Основной мишенью патологического процесса становился тазобедренный сустав. Как следствие, возникал некроз головки бедренной кости, как правило, двусторонний. Зачастую к нему присоединялись некрозы берцовой, бедренной кости, а также плечевой кости, – уточнил доктор. – Очень много молодых женщин и мужчин к нам обращаются с такими последствиями ковида, – констатировал Михаил Белов.
Он призывает участковых врачей и самих жителей области быть настороженными в части развития остеопороза и остеоартроза.
– Остеопороз сопровождается снижением плотности и прочности костей. Он развивается чаще всего у людей пожилого возраста. В основном поражает женщин. В период постменопаузы, когда нарушаются гормональные процессы, происходит ослабление костей, усиленное вымывание из них кальция. Они становятся хрупкими, – объяснил главный травматолог региона.
Своеобразными маркерами процесса оказываются переломы.
– Остеопороз называют немой эпидемией. Первым симптомом заболевания часто становится перелом. Я бы рекомендовал женщинам в период предменопаузы и особенно после ее наступления обязательно обратиться в Центр остеопороза для того, чтобы им провели специальное исследование – денситометрию. Оно позволит оценить плотность и прочность костей. Если она недостаточна, начинается лечение. У мужчин это заболевание распространено меньше, поскольку их гормоны – иные. Но если у представителей сильного пола при небольшой травме – скажем, падении на скользкой дороге, спрыгивании со стремянки, случился перелом позвонка, лучевой, плечевой кости, у них тоже могут заподозрить остеопороз, – пояснил Михаил Белов.
При госпитализации этот вопрос встанет обязательно. А при травме, которую лечат амбулаторно, зачастую на углубленное обследование не направляют. Но доктор посоветовал не списывать ее на случайность, а обратиться в Центр остеопороза.
Ярославские травматологи могут гордиться тем, что первыми в России внедрили 48-часовой протокол лечения переломов проксимального отдела бедра у лиц пожилого и старческого возраста. Налажено взаимодействие травмоцентра регионального уровня с городскими и центральными районными больницами, обслуживающими все районы области.
– Мы являемся лидерами в стране по внедрению этого протокола. 48 часов отводится на то, чтобы сделать операцию. На сегодняшний день мы аккумулируем у себя всех жителей Ярославля и области для того, чтобы эта помощь оказывалась наиболее квалифицированными хирургами. Наш опыт признан лучшим в стране, – гордится Михаил Белов.
Не случайно он стал соавтором клинических рекомендаций данного профиля. Пациентов с такими травмами в больнице имени Соловьева сразу же оперируют. А вот в соседних регионах бывают совершенно другие ситуации.
– На днях к нам привезли пациентку из соседней области. Женщина 1933 года рождения в тамошнем областном центре получила перелом бедра. Ее положили в больницу и… вскоре выписали, заявив, что она лечению не подлежит. Хорошо, что заботливые родственники доставили ее за несколько сотен километров к нам. Мы таким больным в операции не отказываем, – заверил Михаил Белов.
В таких случаях в зависимости от локализации перелома либо выполняют эндопротезирование, либо скрепляют обломки кости, оставляя пациенту его собственный сустав. Это, конечно, лучше.
Самое удивительное, что сегодня протезы все чаще… печатают на 3D-принтерах.
– В сложных случаях, когда стандартные протезы не подходят, так и происходит. Мы уже несколько лет сотрудничаем с Новосибирским научно-исследовательским институтом травматологии и ортопедии, где работает уникальное предприятие по печати на 3D-принтерах индивидуальных эндопротезов. Под конкретного пациента, – удивил доктор.
Сначала делают компьютерную томографию, отправляют снимки сибирским инженерам, и те совместно с медиками разрабатывают требуемую модель. Чаще всего это эндопротезы тазобедренных и коленных суставов. Плечевые пока – большая редкость. Примечательно, что роботы все чаще ассистируют хирургам в ходе операции по замене пораженного сустава.
– На Западе уже стандартная практика: более 30% операций проводится с использованием робота. Технология внедрена относительно недавно, но она стремительно набирает обороты. Не стану говорить, что за ней будущее: это уже настоящее! Такая техника повышает точность установки эндопротеза, ускоряет реабилитацию. Хорошо бы и у нас это скорее вошло в повседневную практику. Мы готовы, обучены, сертифицированы, у нас все для этого есть, – поделился Михаил Белов.
Весьма распространен сегодня остеоартроз. Он связан с поражением суставного хряща: его истончением или полным разрушением.
– Остеоартроз дает о себе знать болями. Появление болевого синдрома при нагрузке, которую вы раньше переносили легко, – тревожный звоночек, – уточнил врач.
Боль после тяжелой работы, при перегрузках – не в счет. А если усилия, которых раньше не замечали, стали отзываться болью в плечевом, коленном, тазобедренном суставах, – это повод обратиться к специалисту за консультацией, сделать рентгенограмму.
При этом, услышав «голос костей», проявляющийся характерным хрустом, не спешите пугаться.
– С возрастом так бывает: связки становятся менее эластичными, хрящ частично повреждается, появляются подобные звуковые феномены. Если они не сопровождаются болями, в общем-то к этому нужно относиться спокойно. Ну, просто принимать как естественное состояние человеческого организма в определенном возрасте.
Но женщинам после 50 лет, мужчинам после 60 врач посоветовал пройти диагностику и получить консультацию специалиста. Возможно, окажется, что нужно принимать дополнительные меры для поддержания прочности костей, предотвращения вымывания из них кальция. Какие? Об этом читайте в следующем номере «Северного края».
