Какие разработки и достижения представили на Международной выставке «Нева-2025»
Абсолютно бесшумный, максимально экологичный. Мотор работает на водороде, генерирует электричество. Петербургский прогулочный катер – судно будущего. С запасом хода на девять часов.
«100% безопасность. Могу уверенно сказать. Баллоны, если судно стоит на жаре, могут нагреться. Если достигают определенной температуры, включается система орошения. Они охлаждаются. Если где-то утечка, водород значительнее легче чем воздух, то есть вертикально уходит наверх», – сказал советник генерального директора судостроительной корпорации «Ак Барс» Ильдар Мингалеев.
В Северной столице рост флота для отдыхающих – вопрос не праздный. Новые суда город строит не просто быстро. Петербург наладил серийный выпуск современных кораблей.
«Петербургские корабелы – «Средне-Невский судостроительный завод» – построили наши первые катамараны в рекордные сроки, то есть мы за 18 месяцев с момента закладки до момента перевозки первого пассажира построили абсолютно новый скоростной катамаран вместимостью 200 человек», – отметил генеральный директор судоходной компании Юрий Набатов.
Такого мастерства и темпов не достает пока многим производствам. Эксклюзивные экземпляры – это хорошо. Но стране нужна массовость. Прокладывать для отрасли новый курс предстоит Петербургу.
«В Петербурге – крупнейшие предприятия, самая сложная техника создается здесь, самая сложная кооперация участников по созданию самой сложной морской техники, она находится в Петербурге», – сказал глава департамента судостроительной промышленности Министерства промышленности и торговли Сергей Абдыкеров.
С нуля, с опорой лишь на собственные силы, петербургские ученые создают уникальное судно. Газовоз для Северного морского пути.
«Просто так скопировать тоже не получается, потому что материалы, использование материалов, температурный режим, как себя ведет материал – не всегда возможно получить химанализом. Это вопрос технологии, сварки, изготовления», – объяснил генеральный директор Крыловского государственного научного центра «Крыловский государственный научный центр» Дмитрий Новиков.
Фантастические аппараты будто созданные для пыльных тропинок далеких планет, но изучать будут недосягаемые подводные глубины. Разработка КБ «Рубин» – зарядная станция для морских дронов.
«Мы представляем целую подводную кибернетическую экосистему. Данная станция у нас рассчитана на континентальный шельф, на глубину 300-500 метров», – сказала инженер группы перспективного проектирования ЦКБ морской техники «Рубин» Елена Корнилова.
«Нева 2025» – это прежде всего выставка достижений петербургского судостроения. На площадке представлено больше 160 предприятий Северной столицы, которые создают современный российский флот, наполняя паруса ветром инноваций, отрасль берет курс на небывалую модернизацию.
Выполняя задачи, поставленные президентом, по словам Александра Беглова, Северная столица нацелена на дальнейшее развитие отрасли, создание новых рабочих мест.
«Сейчас проектируем на базе «Северной верфи», по сути дела новую верфь, вообще, я думаю, что в мире такие проекты случаются нечасто, а для нашей страны за последние лет сто – это точно уникальная история. Получаем возможность любых габаритов, любого тоннажа сегодня потребного для народного хозяйства», – объяснил генеральный директор ОСК Андрей Пучков.
Проект «Верфь Будущего» – гигантская площадка, на которой одновременно будут собирать сразу несколько разных судов.
«По ряду производственных процессов до 20 раз возрастет производительность труда. Сейчас уже заканчивается классификация новых площадей вокруг Северной верфи, так как модернизация будет идти без остановки основной площадки. Если вы посмотрите картинку работающей верфи, у вас сначала идет какое-то судно танкер, за ним тут же на другом стапеле продолжается процесс сборки другого типа судна, это – непрерывный процесс», – сказал председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Александр Ситов.
Аппараты, для которых не нужны колоссальные верфи, безэкипажные катера. Морские грузовики проходят испытание на просторах Белого моря.
«Безэкипажный катер «Бриз» совершил переход из Архангельска на Соловецкие острова. Протяженность перехода составила 280 километров, переход занял 21 час. Здесь один оператор может управлять несколькими судами», – сказал генеральный директор компании производителя безэкипажных катеров Дмитрий Богданов.
Для таких водных фур уже готовы современные грузчики. Ученые «Корабелки» разработали экзоскелет, с помощью которого без труда можно поднять полцентнера груза.
«Смотрите – вот ваш бицепс усиливается упругим тросом, вот рычаг появляется, в отличие от естественного рычага вашего, данный экзоскелет позволяет работать с грузами свыше 50 килограмм», – объяснил заведующий лабораторией «Умное Судостроение» Александр Гарькушев.
Главные иностранные гости – турецкие и китайские производители. Турция представила экспозицию почти на полторы тысячи квадратных метров. Из Поднебесной отправили полсотни компаний-корабелов.
«Мы развиваем российско-китайские отношения. Российский рынок – огромный. Мы бы хотели сотрудничать на всех уровнях: от поставки деталей судового оборудования – до поставки готовых изделий под ключ. Я принимаю участие в этой выставке уже третий год. Это самая лучшая экспозиция, я вижу большие улучшения», – сказал представитель китайской компании Хуанг Вейдонг.
Последние в расписании, но не по значимости. Начинающие инженеры стали героями финального дня выставки. В пятницу в «Экспофоруме» прошел первый Молодежный морской форум, который объединил больше двух тысяч студентов и ученых, которым предстоит в стать на капитанский мостик отрасли в XXI веке.