Когда пациенту могут отказать в полной компенсации стоимости средства реабилитации
В 2022 году инвалид сам заказал и приобрел себе необходимое техническое средство реабилитации, предусмотренное его ИПРА, – модульный протез голени, заплатив за него изготовителю более 400 000 руб (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 июня 2025 г. № 41-КГ25-18-К4). Однако ФСС, компенсируя инвалиду понесенные расходы, перечислил ему всего лишь 270 000 рублей.
Прокурор в интересах инвалида обратился с иском о взыскании остальной суммы, указывая на следующее:
при определении размера компенсации ФСС сослался на госконтракт по закупке аналогичного техсредства реабилитации от 2021 года, в котором, действительно, была зафиксирована стоимость ТСР в размере, которую перечислили инвалиду; однако этот контракт был расторгнут сторонами в том же 2021 году по соглашению сторон, в связи с чем не может являться основанием для определения размера компенсации за самостоятельно приобретенное гражданином ТСР, при этом на дату обращения инвалида за компенсацией последним исполненным госконтрактом на выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами являлся госконтракт от 2022 года № 358, объектом закупки по которому был протез голени модульный по цене 439 000 руб., аналогичный по функциональным характеристикам приобретенному гражданином, поэтому ФСС должен доплатить недостающую сумму.Областной суд и КСОЮ признали требования прокурора правомерными, однако коллегия по гражданским делам ВС РФ акты этих судов отменила и оставила в силе решение районного суда об отказе в иске:
госконтракт от 2021 года, на содержание которого ссылался СФР при определении размера компенсации, был частично исполнен, а лишь затем расторгнут в связи с невозможностью дальнейшего исполнения, причем госконтракт не был расторгнут как раз в части закупки протеза голени модульного; при этом описание протеза голени модульного, самостоятельно приобретенного гражданином, соответствует по функциональным характеристикам протезу голени модульному, являющемуся объектом закупки по упомянутому госконтракту от 2021 года, а ИПРА данного гражданина не предусмотрено обеспечение его протезом голени модульным с индивидуальными характеристиками; между тем протез голени модульный, закупка которого предусматривалась госконтрактом от 2022 года, имеет дополнительные характеристики, повышающие его функциональность и не предусмотренные ИПРА конкретного инвалида; действующим в спорный период Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом ТСР № 57н предусмотрено, что компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного ТСР, но не более размера стоимости однородного ТСР, предоставляемого в соответствии с ИПРА и являющегося аналогичным приобретенному инвалидом техническому средству реабилитации, причем размер компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования ТСР, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных Классификацией ТСР, утвержденной приказом Минтруда РФ от 13 февраля 2018 г. № 86н, следовательно, размер компенсации за приобретенное ТСР был определен ответчиком правильно.Аналогичная позиция была высказана ВС РФ в определениях от 26 мая 2025 г. № 18-КГ25-50-К4 (разница между стоимостью приобретенного протеза и полученной компенсацией – почти 3 млн руб.) и N 18-КГ25-36-К4 (разница почти в 1,5 млн руб.), от 12 мая 2025 г. № 18-КГ25-35-К4 (разница почти в 4 млн руб.) и от 28 апреля 2025 г. № 18-КГ25-34-К4 (разница – более чем в 1,5 млн руб.).