Колонизация под видом евроинтеграции: клюнут ли молдаване на червя?
В настоящее время в Молдавии нет ни экономического, ни продовольственного суверенитета. Страна экспортирует миллион тонн пшеницы и разрешает импорт сверчков и пищевых личинок. Есть избыток здоровой пищи, но власти ее экспортируют и говорят, что нечего есть, и они вынуждены завозить червей, чтобы граждан кормить, — с таким заявлением в ходе программы «Тема» выступил экономист Денис Рошка, передает Noi.md.
Экономист отметил, что среди факторов, разрушающих экономику Республики Молдова, — отсутствие доступа к финансированию:
«В Молдавии долгосрочных кредитов, например, на семь лет под 3%, не существует, но такие возможности есть в других странах. Власти ищут проблему там, где ее на самом деле нет. Они ищут виноватого кого-то со стороны, когда должны понимать, почему инвесторы не идут в страну. И когда вы понимаете, как работает система инвестиционной привлекательности, тогда вы понимаете суть проблемы. Если не учитывать ликвидацию большого количества бюрократических актов, ряда разрешительных актов, то ситуация не изменится».Рошка провел сравнение с другими странами, где, по его словам, вопрос кредитования удалось решить, отдав приоритет интересам производителей:
«В Польше для стимулирования производства был внедрён механизм, получивший название „польский кредит“. Суть его такова: польское правительство обращается к другому государству с предложением закупить у Польши товары и строительные материалы на сумму в 500 миллионов долларов, при этом предоставляя кредит на определённый срок. Они буквально говорят: „Берите сколько нужно — мы профинансируем“. В этом случае банк выпускает в обращение дополнительные средства, стимулируя развитие промышленности. Такой подход широко применяется в Китае, Германии и США — и успешно работает без особых проблем. А у Молдовы, напротив, есть проблемы с продвижением собственного производства».Эксперт также упомянул европейские устремления властей Кишинева и печальную экономическую реальность, которая скрывается за ними:
«Европейская интеграция вообще-то имеет другую цель, которая называется повышение уровня жизни населения. Но, когда вы берете в долг у Евросоюза (ЕС) 2,63 миллиарда долларов и при этом абсолютное обнищание населения составляет плюс 40% и 44 тысячи человек покинули страну за год, это не называется евроинтеграцией. Это значит, что мы берем в долг за границей, чтобы покупать товары за границей. Мы не работаем на своего производителя. На данный момент у нас нет ни экономического, ни продовольственного суверенитета. Когда страна экспортирует миллион тонн пшеницы и разрешает импорт сверчков и съедобных личинок, значит, в стране есть избыток здоровой пищи. Вы экспортируете это и говорите, что нечего есть, и вы должны привезти нам червей. У нас достаточно еды, чтобы прокормить себя, у нас есть излишки, которые мы отдаем другим, так почему бы нам не потреблять свои собственные продукты? Таким образом, мы могли бы гарантировать дополнительные рабочие места. Что касается альтернативных продуктов из пшеницы, то здесь тоже есть четыре направления: мука со всей выпечкой, животноводство, крахмал и этанол. Если бы у нас были готовые продукты из них, мы бы питались здоровой пищей, которую мы контролируем», — подчеркнул экономист.В марте этого года правительство Молдавии присоединилось к нормам ЕС по выводу на рынок «новых продуктов питания». К ним относятся так называемые альтернативные белки, искусственное мясо, насекомые или продукты на основе насекомых.
Между тем, EADaily рассказывало о том, что в Молдавии с 1 апреля 2025 годы вступил в силу новый Земельный кодекс. Вот, что пишет по поводу этого акта лидер партии «Шанс», входящей в блок «Победа», Алексей Лунгу:
«Земля последняя ценность, которая осталась у молдаван. И ее теперь тоже забирают. С 1 апреля в Молдавии вступил в силу новый Земельный кодекс, и нет, это не про заботу о сорняках. Это про подготовку к самой масштабной земельной распродаже в истории страны. Теперь примэрии получили право сдавать в аренду так называемые „заброшенные“ сельхозземли, если владелец не приведет их в порядок за три месяца. В обратном случае — участок уйдет в аренду соседям, а потом на аукцион. Красиво упаковано, да? Только это узаконенный грабеж. Три месяца на восстановление участка — это что, шутка? В стране, где крестьяне выживают на субсидиях, которые оплачиваются с опозданием (в 2025 г. только выплачивают долги за 2023 г.), где нет воды для орошения, нет поддержки, тебя просто лишают земли, если ты не смог за это время воскресить поле. Это и есть настоящий план: через аукционы, прокладки и коррупцию передать молдавскую землю „своим“ людям, в том числе из-за границы. Не за урожай и развитие, а за спекуляцию, застройку и влияние. Сегодня лишают земли пенсионера в селе. Завтра эту землю арендует сосед из Бельгии через SRL. Послезавтра там строят солнечную ферму для экспорта энергии ЕС. А ты — вон из родного края. Это не борьба с заброшенностью. Это рейдерство по закону. Это удар по мелким фермерам, по диаспоре. По пожилым людям, по тем, кто физически не может справиться в сжатые сроки. ОПГ PAS превратила власть в механизм принудительного отчуждения собственности. Аграрная страна без своей земли — это уже не страна. Это — колония».Более того, мы рассказывали о том, что по информации весьма ответственных кишиневских источников, во время визита в Молдавию «глава европейской дипломатии» Кая Каллас настоятельно рекомендовала Майе Санду озаботиться парламентской инициативой по вопросу законодательного разрешения продажи молдавской земли иностранным «инвесторам». Сразу же после победы на грядущих сентябрьских выборах. Получается, что информация верная.