Константин Черненко – медленная подготовка реформ

Константин Черненко – медленная подготовка реформ

Темпы подготовки «осторожной» реформы при К.У. Черненко снизились, но продолжающиеся и даже нарастающие «кризисные явления» в экономике СССР подталкивали руководство государства к разработке путей выхода из застоя. Как это происходило рассказывает в сто сорок втором материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.

В СССР, в условиях отсутствия разделения властей и системы сдержек и противовесов в организации власти, многое в законодательстве и государственном управлении зависело от личности человека, возглавлявшего правящую партию. Поэтому историки государства и права СССР вынуждены обозначать хронологические рамки своих исследований в зависимости от времени руководства КПСС тем или иным лидером. Личность накладывала весьма ощутимый отпечаток на проводимую политику. 

9 февраля 1984 года скончался Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В. Андропов. А 13 февраля этого же года главой Коммунистической партии был избран К.У. Черненко. 

На тот момент Константину Устиновичу Черненко было 72 года, и он был тяжело болен. Поэтому в литературе часто период его правления характеризуется как невыразительный и блеклый. Это отчасти верно, ибо физическое состояние Генсека не позволяло ему активно участвовать в формировании политики государства. Не приходится говорить и о заметном изменении политического курса партии со сменой первого лица. 

В то же время не совсем верно утверждать, что в СССР вновь возобладал консервативный курс и воцарились брежневские порядки, приведшие к застою. Пожалуй, такого сознательного поворота не было, и политика Андропова, направленная на реформирование системы, продолжалась, но продолжалась во многом по инерции. 

В результате, объективно это выглядело как затухание динамики готовившихся преобразований. В данном случае тоже можно говорить о степени влияния лидера на выработку и проведение государственной политики — при Черненко она была близкой к нулю. В ходе реализации начатого Андроповым курса уже не ощущалось той энергии и воли вождя, как при авторе реформ.

И все же во многом это выглядело как торможение политики, направленной на реформирование системы. Часто объясняют это близостью Черненко с Брежневым. Еще в 1948 году Черненко был назначен заведующим отделом пропаганды и агитации в ЦК Компартии Молдавии, где первым секретарем был Брежнев. Там они и подружились. 

В Кишиневе Черненко в свои 42 года получил диплом об окончании заочного отделения Кишиневского пединститута. С тех пор пути их не расходились, и считается, что своей карьере Черненко во всем был обязан Брежневу. 

Когда в 1960 г. Брежнев становится председателем Президиума Верховного Совета СССР, Черненко у него заведует секретариатом. А после избрания Брежнева Генсеком Черненко назначается заведующим Общим отделом ЦК КПСС. Позднее он становится секретарем ЦК, а затем в 1978 г. поднимается и до члена Политбюро. В 1982 г. он становится лауреатом Ленинской премии за «Историю внешней политики СССР, 1917-1980 гг.» в двух томах.

При Черненко не приостанавливаются многие начинания Андропова, в частности борьба с коррупцией. Большой резонанс вызвало дело директора столичного гастронома Ю. Соколова. Он снабжал дефицитными продуктами практически всех вышестоящих лиц в Москве, включая МВД, и потому, будучи неуязвимым, совершал особо дерзкие хищения в огромных масштабах, вовлекая в свою сеть десятки директоров других магазинов. 

На основании показаний Ю. Соколова было возбуждено около сотни уголовных дел против руководителей московской торговли. Входил в эту преступную группировку и начальник Главмосторга Николай Трегубов. Соколов был приговорен к расстрелу, а Трегубов получил 15 лет лишения свободы.

Продолжает раскручиваться «узбекское дело» и дело бывшего министра внутренних дел Щелокова. Правда, «бриллиантовое дело», по которому проходила дочь Брежнева Галина, было закрыто, и ее освободили из-под домашнего ареста. Прекратились и поиски прогульщиков в кинотеатрах и банях.

По инерции продолжается и разработка учеными-экономистами проекта реформ. Проблема преодоления застоя в экономике не снимается с повестки дня. Сам Черненко неоднократно заявлял о необходимости продолжения широкого эксперимента в сфере экономики: «В серьезной перестройке нуждаются система управления страной, весь наш хозяйственный механизм. Она включает в себя широкомасштабный экономический эксперимент по расширению прав и повышению ответственности предприятий».

В своем выступлении на октябрьском (1984 года) Пленуме ЦК КПСС Черненко сформулировал в общих словах цель готовящихся преобразований: «Это ускоренное развитие общественного производства, максимальное использование интенсивных факторов роста. Основу для этого представляет научно-технический прогресс, позволяющий добиться ускорения темпов развития производительных сил страны». 

Таким образом, тенденция, направленная на интенсификацию производства и на внедрение достижений научно-технической революции в практику, не затухала, хотя и не получала теперь прежних волевых энергичных импульсов от лидера. 

Политбюро постановило образовать постоянно действующую Комиссию Политбюро ЦК КПСС по совершенствованию управления народным хозяйством в составе: Тихонова, Горбачёва, Алиева, Романова, Долгих, Капитонова, Рыжкова. 

Председателем комиссии был назначен председатель Совета министров СССР 79-летний Н.А. Тихонов. Наиболее активными членами этой комиссии были Николай Иванович Рыжков, ставший впоследствии главой правительства, и Михаил Сергеевич Горбачев. Эту комиссию в литературе часто называют «комиссией Тихонова-Горбачева».

Основным направлением разработки будущей реформы был отказ от административно-дисциплинирующего давления в духе Андропова и развитие его же идей по экономической либерализации. 

Комиссия обсуждала также различные темы по созданию «социалистического рынка», усилению самостоятельности предприятий и отказа от внешнеэкономической монополии. 

Научная секция этой комиссии разработала «Концепцию совершенствования хозяйственного механизма предприятия». В ней предполагалось отказаться от директивных плановых заданий, ввести стимулы, связанные с прибылью, сохранить строгое нормативное регулирование заработной платы, постепенно либерализовать цены по мере стабилизации положения на отдельных рынках, осуществить осторожные меры по либерализации внешнеэкономической деятельности, создать рядом с государственным частнопредпринимательский и кооперативный секторы экономики.

При Черненко в июне 1984 года были расширены права профсоюзов. Центральному органу ВЦСПС и местным профсоюзам разрешалось оспаривать в партийно-государственных инстанциях решения руководителей предприятий, партийных и хозяйственных структур, нарушавших трудовое законодательство, тормозивших развитие экономической инициативы, производительность труда, социальное обеспечение трудящихся. С июля 1984 по март 1985 года было успешно оспорено свыше 800 таких решений.

Продолжение читайте на сайте 19 августа

 

РАПСИ РАПСИ

11:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025