КС разъяснил особенности регулирования деятельности аудиторов

КС разъяснил особенности регулирования деятельности аудиторов

МОСКВА, 20 июн — РАПСИ. Индивидуальные аудиторы не могут заниматься иной коммерческой деятельностью, кроме оказания аудиторских услуг, считает Конституционный суд (КС) РФ.

В суд обратился Юрий Авдеев — индивидуальный аудитор, который в результате проверки получил от саморегулируемой организации предупреждение за грубые нарушения обязательных требований. Они заключались в осуществлении иной коммерческой деятельности, в указании недостоверных сведений о ней и полученных доходах, а также в непредоставлении запрошенных документов.

Арбитражный суд и вышестоящие суды признали решения контрольного и дисциплинарного органов саморегулируемой организации аудиторов законными.

Заявитель оспаривал положения Федерального закона «Об аудиторской деятельности». По его мнению, они не соответствуют Конституции РФ, поскольку запрещают индивидуальным аудиторам осуществлять иные виды деятельности, кроме оказания аудиторских услуг. Помимо этого, они наделяют саморегулируемую организацию аудиторов правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к аудиторской деятельности, осуществлять внешний контроль деятельности членов данной организации и применять к ним меры дисциплинарного воздействия, а также исключают создание более одной саморегулируемой организации аудиторов.

Позиция КС

Конституционный суд РФ отказался принимать жалобу Авдеева к рассмотрению. Он указал, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита, оказания установленных услуг и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (части 6 и 7 статьи 1, часть 1 статьи 3).

Суд акцентирует, что статус саморегулируемой организации аудиторов может быть присвоен юридическому лицу, которое объединяет аудиторские организации и (или) индивидуальных аудиторов, на долю которых приходится более 50% всех аудиторских услуг, оказанных за календарный год, предшествующий году подачи заявления о присвоении статуса саморегулируемой организации аудиторов. Также юридическое лицо должно формировать компенсационный фонд, единоличный исполнительный орган, постоянно действующий коллегиальный орган управления и специализированные органы в соответствии с установленными требованиями, а также иметь утвержденные правила осуществления внешнего контроля деятельности членов саморегулируемой организации аудиторов, правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов (часть 1 статьи 21.1).

Кроме того, саморегулируемая организация аудиторов также может устанавливать для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов дополнительные к требованиям, предусмотренным Федеральным законом (части 3–5 статьи 17 и часть 1 статьи 20).

Конституционный суд также обращает внимание, что «конституционный принцип демократического правового государства и гарантируемая Конституцией РФ свобода экономической деятельности предполагают развитие необходимых для становления гражданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере, проявлением чего является создание саморегулируемых организаций» (постановление от 19 декабря 2005 года №12-П).

Однако государство по-прежнему устанавливает правовые основы для единого рынка и сохраняет право контролировать их принятие организациями, в том числе посредством судебного нормоконтроля.

Кроме того, при проведении обязательного аудита организация выполняет не только частную функцию, поскольку в ее основе лежит уже и публичный интерес (постановление от 1 апреля 2003 года №4-П).

Конституционный суд подчеркивает, что федеральный законодатель вправе устанавливать для субъектов экономической деятельности требования и механизмы контроля, удовлетворяющие публичный интерес. Он может обязать субъекты, выполняющие публичные функции, вступать в профессиональные объединения, но при этом не вправе нарушать суть права на предпринимательскую деятельность и допускать монополизацию и недобросовестную конкуренцию (постановление от 31 мая 2005 года №6-П).

 

РАПСИ РАПСИ

16:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025