На Ярославской фабрике валяной обуви поставили аудиоспектакль о Великой Отечественной войне

На Ярославской фабрике валяной обуви поставили аудиоспектакль о Великой Отечественной войне

А вы знаете, что после Великой Отечественной войны валенки стали называть «русским чудом»? Для тех, кто хочет узнать подробности, – новый аудиоспектакль.

Трогательные треугольники

– Эй, на проходной, уснули, что ли?! – напирает Вовка, стуча в окно под стихающий вой сирен.

– Под «воздушку» приехал? Жить надоело?! – осекает мальчика баба Нюра, но смягчается, узнав, что он привез на фабрику письма с фронта.

24 треугольника, написанные Михаилом Кувшиновым в 1941 и 1942 годах жене Елене и трем их детям, легли в основу аудиоспектакля «Союзники русской армии: генерал Мороз и валенки в годы Великой Отечественной войны». Его к 80‑летию Победы в рамках выигранного «Движением Первых» гранта поставили на Ярославской фабрике валяной обуви.

– К 120‑летию фабрики мы издали книгу. В ней собрали сведения по истории предприятия, производству валенок и рассказы о работниках. Значительная часть собранной информации так или иначе касалась Великой Отечественной. Мы хотели, чтобы люди не просто узнали, но и прочувствовали ту эпоху, и пришли к формату аудиоспектакля, который бы звучал тут, в цехах фабрики, где все происходило. В это время мы познакомились с потомками Кувшиновых. Их история стала ключевой, – рассказывает руководитель музейного пространства «Не просто валенки» Надежда Лукнова.

Несколько поколений Кувшиновых работало на фабрике валяной обуви. Илья отвечал за пост охраны. Тут же трудились и два его сына – Михаил и Леонид. Когда началась война, они в числе 250 мужчин ушли на фронт. Окончив снайперские курсы, за братьями отправилась и сестра. Жена Михаила Елена и их старшая дочь Зоя пришли работать на фабрику. Дома оставались Вова и самая младшая, Зоя. Им‑то на родину, в Ярославль, и писал письма Михаил. И эти послания стали частью сценария, написанного Мирой Винник и Екатериной Кузнецовой. Голоса героям истории подарили актеры театра имени Волкова.

Не по правилам

Следом за Вовой Кувшиновым зрители путешествуют из цеха в цех. И пока мальчик разыскивает то одного, то другого человека, они знакомятся с бытом и укладом тыловой жизни.

Рассказ идет о том, что топить печи нечем, а на заготовку торфа опять нужно отправить женщин, что час работы равен сотне пар валенок для фронта, а капуста и морковь да померзшая картошка – вся еда. О детских мечтах – купить каждому члену семьи по буханке хлеба, когда закончится война. О груде разрезанных валенок, поставивших мальчика в тупик и силившегося понять, почему их владельцы остались где‑то там, а валенки обратно привезли на завод. О простых повседневных обязанностях мальчишки, которому нужно сварить суп, присмотреть за сестрой, а вечером пойти дежурить с другими на крыши домов и тушить зажигательные бомбы, если будет авианалет.

Вова становится свидетелем рассказа о воздушном таране над Ярославлем. Он произошел утром 31 мая 1942 года. Лейтенант Амет‑Хан Султан на английском истребителе «Харрикейн» протаранил немецкий «Юнкерс‑88». От удара немецкий самолет загорелся, а «Харрикейн» застрял в нем. Лейтенанту удалось выбраться из кабины самолета и спрыгнуть с парашютом. Немецких летчиков впоследствии выловили из Волги. Они еще долго жаловались на то, что их сбили... не по правилам.

– Уже после спектакля многие спрашивают, что такое «тошнотики» и как можно наказать «гребенкой». Приходится объяснять. «Тошнотиками» прозвали оладушки из перемороженной картошки, ее очистков или отходов крахмало‑паточного производства. Иногда в них добавляли лебеду, укроп или крапиву. А название свое они получили за то, что, как правило, вызывали расстройство желудка, – рассказывает Надежда Лукнова. – «Гребенка» или «3 на 15» – наказание, которое назначали за пятиминутное опоздание на фабрику. Провинившемуся в течение трех месяцев паек хлеба урезали на 15 граммов.

17 миллионов пар валенок выпустили во время войны предприятия страны для обеспечения тыла и фронта.

На ярославской фабрике изготовили примерно 2,7 миллиона. У станков, как и на многих заводах тогда, трудились подростки, женщины и старики. Не так давно в архивах нашли записи о том, что на фабрику пришли работать 15–17‑летние воспитанники дет-

ских домов. Валенки фронту были очень нужны. Осенью 1941-го в Центральную Россию пришли сильные морозы... Немецкие солдаты, воевавшие в сапогах, считали валенки ценным трофеем и выменивали их друг у друга на портсигары и часы.

Истории о событиях того времени постоянно пополняются. Например, воспоминанием о том, как старушки разбирали шерсть и ножницами вырезали лучшие куски, чтобы сплести из них нити и связать теплые носки для бойцов. А остальное сырье передавали на фабрику на валенки. Или о семейной легенде семьи Коноваловых. Их предок был не только ведущим технологом на предприятии, но и имел музыкальное образование, даже играл на гитаре, которую ему подарил сам Федор Шаляпин.

Вместо p.s.

Михаил Кувшинов пропал без вести в 1942 году. Спустя 60 лет поисковики нашли его останки и смогли опознать по записке, сохранившейся в медальоне. Перезахоронили на Тверицком кладбище. Жена Елена так и не узнала об этом. После тяжелой болезни она умерла в 1948 году.

Старшая дочь Зоя продолжила работать на фабрике, чтобы младших детей не забрали в детский дом. Но спустя время ее передали в приемную семью. Дети не потеряли связь, оставались дружны и общались семьями, когда выросли. Их дядя Леонид получил тяжелое ранение на фронте. Вернулся в Ярославль и продолжал работать на фабрике.

Потомки Кувшиновых стали первыми зрителями аудиоспектакля.

 

Ярославский регион Ярославский регион

18:05
11
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025