Надежда Осмоловская: Врачи столкнулись с разной реакцией родителей на детский аутизм

Надежда Осмоловская: Врачи столкнулись с разной реакцией родителей на детский аутизм

Во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, о том, как родителям распознать первые красные флажки и что делать, чтобы помочь своему малышу рассказала заведующая отделением медицинской психологии ГУЗ ТО “Клинический центр детской психоневрологии” психиатр Надежда Осмоловская.

Расскажите, пожалуйста, что же такое аутизм и каковы причины этого заболевания?

Я бы не назвала аутизм заболеванием, это нарушение нейроразвития. Хотя, безусловно, в медицинской классификации имеется такое состояние. А если имеется состояние, то, значит, мы можем говорить, что это нозология. На данный момент несколько форм детского аутизма говорить о причинах коротко и объёмно невозможно. Прежде всего мы не рассматриваем детский аутизм, как единственный синдром,  то есть классические синдромы, синдромы Каннера, ранний детский аутизм и синдром Аспергера, которые описаны были в начале века, не являются сейчас исчерпывающими нозологиями всего спектра. Мы как раз говорим о спектре нарушений, которые включают в себя нарушения, прежде всего коммуникации социо-эмоционального взаимодействия и дающие вторичные нарушения развития.

Каковы симптомы аутизма, на что в первую очередь необходимо обратить внимание родителям?

Проявляется он достаточно типично, это все-таки поведенческое расстройство, и чаще всего мы видим изменение состояния ребёнка или начинаем подозревать, что что-то в развитии ребёнка происходит не совсем верно в возрасте около полутора лет. Как правило, родители замечают, что детки не смотрят в глаза, детки не реагируют на обращения на имя, не выполняют просьбы, не прослеживают взглядом, используют родителей не как людей, к которым они обращаются зачем-то,  а как человека-подставку, как способ получить какой-то предмет.

В это же время мы видим, что дети не стремятся к общению, они не против, если их родители целуют, обнимают, но сами активно не взаимодействуют. И появляются специфические движения, необычные движения, дети по-разному необычно играют, рассматривают как-то под особым углом предметы, фиксируется на кручении, раскидывании, постукивании и не очень интересуется игрушками, с точки зрения обычных игрушек, им не интересно, собачка это или кошечка, иногда играют нефункциональными предметами.

Это вот те самые флажки аутизма, которые можно заметить достаточно рано. Ну, проблема не в том, чтобы это заметить. Ведь 2 апреля – это День распространения знаний об аутизме, и он как раз придуман вовсе не потому, что кто-то чего-то не знает, достаточное количество литературы, а с тем, что общество, медицина, врачи столкнулись с тем, что совершенно разная эмоциональная реакция, прежде всего, родителей.

И если мы говорим,  у нас есть шаблонная фраза, чем раньше мы диагностируем какое-то заболевание, тем больше вероятность того, что мы хорошо поможем, вылечим и все наладится. Ну, это не совсем касается истории психических расстройств и детского аутизма, потому что сталкиваемся мы прежде всего с эмоциональной реакцией на подозрение, что у ребёнка может быть психическое расстройство.

То есть родитель смотрит, что у ребёнка что-то не то начинает интересоваться. У нас грамотные родители, достаточное количество информации. И вдруг, прочитав синдром Каннера, он узнает, что это неизлечимое состояние – аутизм. Тяжёлое расстройство, способствует тому, что в дальнейшем ребёнок может иметь инвалидность  и значительные проблемы в развитии. И вот тут мы сталкиваемся с тем, что эмоциональная реакция идёт по типу реакции принятия горя. Ведь ребёнку полтора года и это что? Сначала это отрицание, потом это гнев, только потом через какое-то время идёт торг, человек способен услышать. Иногда родители готовы слышать только диагноз, который называется с аутистическими чертами там что-то, и только потом полное принятие. И понимание, что происходит с ребёнком, и за это время теряется вот то самое драгоценное время, которое мы могли бы использовать для того, чтобы начинать налаживать нарушенные нейросетки.

Аутизм – это все-таки не приговор?

Аутизм – очень разные состояния, я не могу сказать, что все они лёгкие и полностью преодолимы, бывают достаточно тяжёлые состояния, требующие большой помощи в течение жизни, но это не все дети. Ведь суть не в том, чтобы поставить диагноз, медицински констатировать, что у ребёнка есть болезнь, а рано начать реабилитацию, а реабилитация детей сразу – это прежде всего обучение.

Медицина здесь исполняет вторичную функцию. Мы помогаем с разной степенью успешности. Иногда очень хорошо помогаем, иногда случаи тяжёлые, но реабилитация это прежде всего обучение.

Насколько отличается ребёнок аутист в интеллектуальном смысле от здоровых детей?

Это история про то, что мы не можем замалчивать, у нас бывают и тяжёлые случаи, и случаи инвалидизации детей с РАС, это обычная практика, но все же мы не можем говорить, что все дети имеют тяжёлый тип течения и необратимые нарушения. Сам аутизм никак не воздействует дурно на мозг,  но он лишает ребёнка базовой потребности в общении и в развитии. Ребёнок занят стереотипной деятельностью, которая не способствует его познавательному процессу, он начинает отставать в развитии, дальше что страдает первично, от аутизма страдает речь, поскольку ребёнок не стремится к коммуникации, а если он не стремится к коммуникации, он не спрашивает ни о чем, не интересуется, не размышляет, не высказывает свои мысли по поводу происходящего. И, естественно, его интеллектуальное развитие вторично начинает страдать.

А как правильно выстроить взаимоотношения с таким ребёнком?

Надо толкать его коммуникации, если вот родители говорят мне, а что же нам делать? Ваш ребёнок не коммуницирует с вами, значит, вы должны коммуницировать со своими детьми использовать приёмы, практики, техники, рекомендации, как правило, это рекомендации психологов и педагогов, специальных педагогов, умеющих работать с аутичными. Сейчас вообще тенденция современная реабилитации, она не построена на том, что вот вы придёте куда-то, и вашему ребёнку поставят диагноз, вследствие этого назначат лечение, и через какое-то время он вылечится.

История борьбы с расстройствами аутистического спектра это история перестройки родителей на то, что вы не ребёнок не взаимодействует, у него нарушилось формирование веерных нейросетей, значит, вы будете активно привлекать его внимание, вовлекать его в игры, и он научится, чуть-чуть с большим скрипом, с большими проблемами. Но он научится делать то, что положено ребёнку его возраста. Это будет залог его хорошего дальнейшего развития, ну и возможностей реабилитации.

А дальше уже и педагоги подсоединяются, и дошкольное образование, и школьное образование. Сейчас достаточно много программ современных,  чтобы помощь оказывалась квалифицированно. Не везде, конечно, есть специалисты, но без родителей не получится.

Но суть вот того, что мы 2 апреля должны говорить о том, что ни один психиатр не придёт в семью со своим вердиктом. Это запрещено законодательством Российской Федерации. Поход к психиатру –  это всегда осознанно. Когда родители хотят спросить, у них есть вопросы какие-то, они хотят узнать мнение доктора, я всегда говорю, что это может быть несколько докторов, даже, возможно, несколько мнений. Это нормальная ситуация. Но помогать ребёнку нужно начинать при первых признаках нарушения контакта.

Иногда диагностика сначала идёт сочетанная. Допустим, мы должны исключить нарушение слуха, потому что очень часто в начале кажется, что ребёнок оглох. Ну, такое тоже бывает, дальше иногда нам нужна помощь гастроэнтеролога, хорошего педиатра, потому что иногда возбуждение ребёнка, негативизм усиливаются проблемами с желудочно-кишечным трактом. Все это очень важно на первых этапах. А к психиатру,  чем раньше придёте, тем быстрее узнаете, но, с другой стороны, если вы не готовы, не надо.

Оптимальная модель это модель –  современная модель раннего вмешательства, это служба помощи семьям с детьми, с отклоняющимся развитием, которая не опирается на МКБ (медицинский диагноз), она опирается на НКФ (нарушение функционирования). Если у ребёнка есть нарушение функционирования, которые замечают родители, то есть надо начинать помогать. То есть это психолог, педагогическая помощь, когда родители учат обратить внимание на то, что у ребёнка есть некоторые особенности, и могут научить правильному взаимодействию, активному контакту, включению в игры, включению в совместную деятельность. Все это способствует улучшению состояния. 

 

Вести Тула Вести Тула

18:06
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025