Новая надежда: Telegram все же не уйдет из России?

Новая надежда: Telegram все же не уйдет из России?

17 июля РБК заметил новую карточку Telegram Messenger, Inc. в перечне иностранных сервисов, которые «выполняют закон о приземлении»: у мессенджера появились личный кабинет и форма обратной связи, а графа об открытии российского юрлица помечена как «на согласовании».

Однако через несколько часов пресс-служба создателя мессенджера Павла Дурова сообщила: «Таких планов нет и быть не может».

Тем не менее карточка Telegram действительно активна в реестре 236‑ФЗ, а значит хотя бы минимальный «первый шаг» выполнен. По словам экспертов, формально это может быть и инициатива РКН — регулятор вправе создавать карточку сам по открытым данным и ждать реакции правообладателя.

Что такое «приземление» и зачем оно бизнесу? Закон 236‑ФЗ требует от крупных зарубежных сервисов открыть представительство в России, зарегистрироваться в личном кабинете на соответствующем ресурсе Роскомнадзора, предоставив форму для обратной связи.

Пока филиала нет, мессенджер по‑прежнему считается иностранным, а значит на него распространяется запрет на обмен персональными данными, введённый 1 июня законом № 41-ФЗ. Более того, 17 июля Владимир Путин поручил правительству ограничить использование программного обеспечения из недружественных стран. Как прокомментировал сегодня первый заместитель председателя ИТ-комитета Госдумы Антон Горелкин, в список ПО, подлежащего ограничениям, наверняка попадет WhatsApp, принадлежащий группе Meta, которая признана в России экстремистской организацией. А вот юрисдикция Telegram, по его словам, пока остается не до конца ясной. С одной стороны, в реестре РКН страной регистрации указаны Британские Виргинские острова. С другой, главный офис компании Павла Дурова находится в ОАЭ, которые с Россией — в дружественных отношениях.

Останется ли Telegram в России?

О перспективах мессенджера Telegram на российском рынке, который используют, согласно официальной статистике, 55% жителей нашей страны (и большинство представителей турбизнеса), рассказал Александр Байбородин, руководитель компании «Байбородин и партнеры»:

«Пока Telegram де-факто работает, но остается в «серой зоне». Если он выполнит все условия закона 236-ФЗ (официально зарегистрирует российское юрлицо, откроет личный кабинет в РКН и обеспечит обратную связь), то формально его можно будет использовать без риска блокировки.

 

Но есть важные нюансы:

Даже если Telegram формально зарегистрируется в реестре, это не гарантирует беспрепятственную работу сервиса. РКН может потребовать дополнительного соблюдения местных законов (например, хранения данных в РФ, цензуры контента). Если Telegram откажется, его всё равно могут ограничить (например, замедлить скорость или штрафовать). Павел Дуров неоднократно заявлял, что не будет выполнять требования о блокировках контента или передаче данных. Что это значит для бизнеса (туроператоров, банков, госорганов)?

Теоретически они смогут легально использовать Telegram для передачи персональных данных (если мессенджер начнёт соблюдать требования российских законов, в том числе 152-ФЗ).

Но на практике — маловероятно, потому что:

Telegram шифрует переписки (нет гарантии хранения данных в РФ). Роскомнадзор и ФСБ не доверяют платформе из-за её отказа сотрудничать. Даже если Telegram формально выполнит требования 236-ФЗ (откроет российский филиал и зарегистрируется в РКН), это не будет означать, что мессенджер автоматически станет разрешённым для передачи персональных данных.

Из этого можно сделать следующий вывод: открытие филиала не подтверждает, что Telegram:

хранит данные россиян на территории РФ; обеспечивает необходимый уровень защиты; предоставляет госорганам доступ к информации при запросах.

Telegram использует end-to-end шифрование (в секретных чатах), что делает невозможным контроль за передачей данных со стороны регуляторов.

Кроме того, даже при наличии российского юрлица, Telegram вряд ли начнёт:

удалять контент по требованию РКН; передавать пользовательские данные государству.

Если мессенджер не будет выполнять дополнительные требования (например, по фильтрации контента), его могут снова попытаться заблокировать, что создаст риски для бизнеса.

Если Telegram все же дойдёт до полноценного представительства, бизнесу не придётся срочно пересаживаться на отечественные платформы. Например, сейчас у нового отечественного мессенджера MAX почти нет коннекторов к ведущим CRM — мы проверили: в «Битрикс24» интеграции до сих пор нет. Будем следить за ситуацией!».

Самый большой прирост оборота среди малого бизнеса в России в первом полугодии показали турагентства. Их выручка в среднем увеличилась на 18% по сравнению с прошлогодней, сообщает агентство «Прайм» со ссылкой на исследование IT-компании «Эвотор». Для сравнения: у магазинов автотоваров, например, оборот упал на 1%. 16 июля эксперты рассказали Profi.Travel, отражает ли исследование реалии туристического рынка.

В сообщении поясняется, что анализировались фискальные данные более 1 млн касс «Эвотор» по всей России. Сравнивались показатели средней выручки и среднего чека в разных сегментах и регионах за январь-июнь 2024 года с показателями за аналогичный период 2025 года. «Самой динамичной сферой оказались в первом полугодии турагентства — обороты выросли в среднем на 18%. Средний чек покупки путешествий увеличился на 15%, до 45 366 руб.», — сообщили в компании.

Выросла выручка и достопримечательностей. «Средние обороты музеев увеличились на 14%, и это обусловлено ростом числа посетителей. Средний чек музеев вырос за год на 3%, до 1439 рублей», — уточняется в сообщении.

По мнению экспертов, по крайней мере в том, что касается турагентств, данные сложно назвать объективными. «На мой взгляд, прирост связан с тем, что многие турагенты в этом году стали пользоваться при оплате кассами. Это движение в сторону обеления розничного туристического рынка, оно сейчас набирает обороты, тренд продолжится и в следующем году. Поэтому в этих процентах ничего удивительного нет, — пояснил Profi.Travel генеральный директор сети «Магазин горящих путевок» Сергей Агафонов. — Но, в любом случае, это просто данные одной компании, которая поставляет кассовое оборудование. Они не означают, что в целом по рынку средний чек, оборот увеличились».

Кроме того, по его словам, среди туристов в последнее время набирает тренд, когда они не приходят в офис, а дистанционно покупают туры.

Кстати, в сети турагентств эксперта средний чек выше и значительно. «По России — это 80-90 тыс. руб., а за рубеж — 200-210 тыс. руб. за тур на двоих», — пояснил Сергей Агафонов. Увеличение среднего чека может объясняется тем, что дорожают направления. Раньше влияла и курсовая разница, но сейчас курс доллара не повышается, а снижается«.

«Во-первых, у нас выросли цены. То есть, это не увеличение выручки, а инфляция. Турция подорожала, увеличилась стоимость путешествий по России, авиабилетов, — прокомментировала исследование руководитель агентского объединения НОТА Светлана Обоянская. — Но если, например, говорить о моей компании, то 45 тыс. — это совсем не адекватная цифра. Средний чек, а я делала выборку, получился в районе 100 тыс. руб. на человека, не учитывая — взрослый, ребёнок, младенец. Сейчас, например, клиенты бронировали «Сочи Парк», только проживание — это 200 с лишним тыс. на троих».

То, что выросли цены, не говорит о том, что агенты стали больше зарабатывать, подчеркнула эксперт. «Расходы увеличились. То есть, мы зарабатываем также 6-7% комиссии, но цены на работу с банками, на аренду офисов, на телефонные разговоры, на интернет, на все — выросли. Если, например, сначала, когда мы ставили кассу, мы платили примерно 9 тыс. руб. за электронную контрольную ленту защищённую (ЭКЛЗ), то сейчас, чтобы поменять ЭКЛЗ, мне пришлось заплатить за каждую кассу по 30 тыс. руб. LIFE PAY раньше стоил 10 тыс. руб., а сейчас уже 13 тыс. Плюс цены на все программы». Выручка, по ее словам может расти, но и расходы кратно увеличиваются.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

19:06
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025