Обучающиеся школы креативных индустрий из Майкопа создали символ Рязани как новогодней столицы 2025 года
С 10 по 12 июня 2025 года в Рязани прошел первый Всероссийский фестиваль школ креативных индустрий «ШКИ Фест – 2025», который объединил более 150 участников из 34 регионов страны и стал важной площадкой для развития творческих способностей, профессиональных компетенций и командной работы подростков, обучающихся в школах креативных индустрий.
Программа фестиваля включала конкурс на разработку маскота для Рязани – новогодней столицы 2025, марафон генерации идей «Креатон», лекции и мастер-классы от ведущих специалистов отрасли.
Большое внимание в программе фестиваля было уделено образовательному блоку. Эксперты индустрии провели занятия на темы командной работы, брендирования, продвижения креативных продуктов, использования искусственного интеллекта в творчестве и монетизации проектов. За три дня насыщенной программы участники успели прокачать свои навыки на лекциях-практикумах и мастер-классах с участием экспертов в области креативных индустрий от компаний-партнеров. Директор по маркетингу МТС Live Андрей Алексеев рассказал, как строить и продвигать личный бренд и также отметил, что ребята уже мыслят в нужном направлении.
«То, как вы говорите о творчестве и продвижении, – это уже язык индустрии», – отметил он.
Во время фестиваля участники – обучающиеся и преподаватели школ креативных индустрий, узнали, как создавать работающие презентации, упаковывать и продвигать креативный продукт, монетизировать свое творчество и достигать успеха.
«Создание школ креативных индустрий – это, безусловно, важный проект Минкультуры России. Заинтересованных ребят все больше, сегодня в наших школах обучаются почти 13 тысяч студийцев. И наша главная задача как федерального ведомства – помочь творческим ребятам реализовать их планы, оказать им всестороннюю поддержку. Поэтому нам очень важно общение с представителями бизнеса, представителями отраслей креативных индустрий. Надеюсь, Всероссийский фестиваль школ креативных индустрий дал студийцам такую возможность, помог получить обратную связь, показать свои наработки. Мы будем и дальше расширять сеть наших ШКИ – в этом году откроем еще 25 школ. Уверена, интерес детей будет расти», – сказала статс-секретарь – заместитель Министра культуры Российской Федерации Жанна Алексеева.
12 июня, в День России, на церемонии закрытия первого Всероссийского фестиваля школ креативных индустрий были подведены итоги.
Победителей по итогам выполнения домашнего задания по созданию маскота для Рязани – новогодней столицы 2025 объявила министр культуры Рязанской области Елена Рохлина. Ими стала команда школы креативных индустрий из Майкопа (ДШИ № 6) – ребята представили талисман «Снежанушка» с теплым, сказочным образом, вдохновленным деревянным зодчеством Рязани. Правительство Рязанской области примет работу за основу при разработке официального новогоднего символа города.
Специальными призами от министерства культуры Рязанской области были также отмечены «Рязанский лось» от команды Новосибирска и «Хохуля» (выхухоль!) из Тольятти.
Одним из ожидаемых моментов фестиваля стало подведение итогов марафона генерации идей – «Креатон». Марафон стал настоящим вызовом: смешанные команды, незнакомые участники из разных городов, ограниченное время на выполнение задания! В течение трех дней фестиваля командам, объединенным по принципу «3 ШКИ = 1 команда» (по 12 человек), необходимо было разработать культурный бренд Рязанской области, итоговая защита проектов включала: концепцию культурного бренда, дизайн-решение, видеоролик и аудиокомпозицию. Для создания по-настоящему живого и аутентичного бренда участникам необходимо было погрузиться в изучение истории, культурного наследия и символов региона. Ребята проводили соцопросы среди жителей Рязани, чтобы понять, с чем они ассоциируют родной край, какие образы, эмоции и ценности отражают его дух. Каждая команда анализировала архитектуру, народные промыслы, мифологию, фольклор, – все, что формирует идентичность региона. За короткое время они не просто придумали визуальную идею – они прожили ее.
По итогам защиты презентаций творческого задания команды были награждены спецпризами от партнеров.
Жюри от ключевых партнеров МТС Live отметили спецпризами 2 команды – ШКИ Саранска, Череповца и Омска и ШКИ Перми, Калуги и Томска. В качестве подарка ребята получили брендированные колонки и годовые подписки на сервисы МТС Live. Также в рамках закрытия фестиваля компанией МТС Live был анонсирован запуск конкурса для обучающихся школ креативных индустрий «Хроники времени».
Спецпризами от партнеров и жюри «ШКИ Феста – 2025» Институтом развития профессионального образования (ИРПО) были отмечены команда ШКИ из Советска, Красноярска, Балаково и команда ребят из Владивостока, Кемерово и Тулы. Для преподавателей в качестве приза предоставлена возможность участия в образовательной программе «Создание кросс-дисциплинарных продуктов в сфере креативных индустрий» в Академии творческих индустрий «Меганом» (Республика Крым, г.о. Судак), для студийцев – доступ к участию в программе «Хакатона» – федеральной пилотной площадки с образовательными мастер-классами для обучающихся креативным направлениям.
Команда в составе ребят ШКИ Благовещенска, Новокузнецка, и Ханты-Мансийска получила спецприз от Федерации креативных индустрий – они получат поддержку в процессе регистрации товарных знаков их лучших проектов.
Команда школ креативных индустрий из Кирова, Белгорода и Майкопа получила спецприз от члена жюри Сергея Хельмянова – дизайнера и архитектора, преподавателя Академии им. А. Л. Штиглица. В качестве приза ребята получили образовательный курс по дизайну.
Победителями фестиваля стали школы креативных индустрий Воронежа, Казани и Ростова-на-Дону, команда которых предложила концепцию «Нити Рязани», вдохновленную рязанским кружевом – символом тонкости, взаимосвязи истории и современного образа региона. Кубки и дипломы победителям вручили генеральный директор Центра культурных стратегий и проектного управления Роскультпроект Мария Гуськова и Елена Рохлина.
Фестиваль стал для участников не просто площадкой для демонстрации своего профессионального уровня – он дал возможность обрести новые знания, живой опыт, обрести новых друзей и почувствовать себя частью единого креативного сообщества.
***
Мероприятие организовано Федерацией креативных индустрий (ФКИ), Правительством Рязанской области и Роскультпроектом при поддержке Минкультуры России. Проект реализован при поддержке Российского фонда культуры в рамках федерального проекта «Семейные ценности и инфраструктура культуры» национального проекта «Семья».