Обзор Clair Obscur: Expedition 33. Простите мой французский, но это Meilleur Jeu'RPG!

Обзор Clair Obscur: Expedition 33. Простите мой французский, но это Meilleur Jeu'RPG!
Снимаю беретЖанр: JRPG с элементами соулсовРазработчик: Sandfall InteractiveИздатель: Kepler InteractiveВозрастной рейтинг: 18+Перевод: текстПлатформы: PC, PS5 и XSXSИграли на: PCПохоже на: Persona 5 × Sekiro: Shadows Die Twice × Final Fantasy 16 × Тургор × BioShock Infinite × Lies of P × Layers of Fear Концепция Clair Obscur интриговала изначально. С игромеханической точки зрения это JRPG, только сделанная европейцами, да ещё и с размахом серий Final Fantasy и Persona. Сюжет интригует ещё сильнее: раз в год огромная великанша Художница просыпается, стирает с монолита число и пишет новое, меньше предыдущего на единицу. И все, чей возраст равен или превышает новое число, умирают. Каждый год к монолиту отправляют Экспедицию (для удобства её обозначают номером числа на монолите), чтобы убить Художницу и остановить вымирание. Настал черёд Экспедиции 33. Во всё это хотелось поиграть уже после первого трейлера, но итоговый результат превзошёл самые смелые ожидания.С чего начать? Наверное, с графики и музыки. Визуальный ряд в Expedition 33 потрясающий. Тут и сочная зелень волшебных лесов; и сюрреалистический город Люмьер — искорёженный магией кусочек альтернативного Парижа с погнутой Эйфелевой башней и залитыми красками улочками; и жуткие апокалиптические пустоши в духе Elden Ring — впрочем, ни единого отравленного болота не нашлось! Тёмные пещеры, слепяще-золотые поля, горы из шестигранных каменных колонн, руины города, пронзённые сотней огромных светящихся мечей, парящие острова… Мир Expedition 33 — квинтэссенция сюрреализма на тему французской живописи и соулс-игр, и даже спустя 50 часов ты открываешь совершенно новые локации, которые захватывают дух.Музыка — это вообще чистейшая магия. В Expedition 33 около восьми часов завораживающих композиций. Композитора Лориэна Тестарда нашли где-то в дебрях SoundCloud, и его игровой дебют — уверенная заявка на один пантеон с Майклом Макканном, Миком Гордоном и Дарреном Корбом. В этой музыке постоянно проскакивают французские мотивы, так что шутки про «жэ'эрпэгьё» абсолютно оправданы. Французский флёр в Clair Obscur в целом так силён, что игру наверняка в ближайшие годы причислят к национальному достоянию.Жанр, изобретённый зановоЗаметно, что Брош и его команда отлично знают и понимают жанр jRPG, видят все его тропы и болячки. Всю эту репетитивность, горы одинаковых расходников, в которых к концу игры сложно найти что-то нужное, борьбу подростков с богами, прокачку отношений, даже пометку звёздочкой сохранений в режиме «новая игра+»… Купальники, шары с лутом, которые надо быстро убить до побега, родная и английская озвучки — ничто не забыто. Брош всё это видел и почти всё сумел радикально улучшить. У японцев скучное оружие, представляющее собой просто скин и пару чисел в уроне? Наделим каждую нашу пушку особыми свойствами, от которых вы будете выстраивать весь свой билд! В серии Persona придумали стрельбу в пошаговом режиме? У нас она реализована с прицеливанием, а у ряда врагов есть уязвимые точки, при поражении которых срабатывают особые эффекты! Вас достал перегруженный инвентарь? У нас всего три вида боевых расходников, которые не подбирают с земли, а восстанавливают во время отдыха. Бесит респаун противников на карте? Вы можете контролировать его на локальных картах и обходить врагов на глобальной! Каждая, без преувеличения, деталь Expedition 33 — это шаг к улучшению жанра. Если Persona 5 вам раньше казалась развитием застоявшихся концепций, то после Clair Obscur она ощущается символом закостенелости жанра. В офисах Atlus и Square Enix сейчас должны проходить экстренные совещания по пересмотру концепций будущих «Персон» и «Финалок», потому что на фоне французской игры делать JRPG по-старому уже просто нельзя. Боевая система, уверенно сидящая на двух японских стульях сразу — пошаговой JRPG-шной боёвке с очками действия и системе парирований в реальном времени из Sekiro, — просто великолепна. Да, она весьма требовательна к реакции и чувству времени (окно реагирования для уворота на средней сложности 0,22 секунды, а парирования — 0,15, благо есть модификации, позволяющие увеличить это время), но взамен делает сражения увлекательными и сверхдинамичными. Прибавьте сюда по-соулсовски огромное число боссов, большое разнообразие врагов (у всех типов свои паттерны поведения) и аж четыре варианта реакций на атаки (и всеми пользоваться надо!) — и получите генератор стабильно напряжённых и увлекательных боёв.Система развития героев проста и элегантна. Кроме оружия, персонаж может «надеть» на себя три особых штуки — пиктоса. Каждый пиктос имеет некое уникальное свойство (например, +50% урона от обычной атаки или +1 очко действия) и повышение параметров — здоровья, шанса крита или защиты. Проходив с пиктосом четыре сражения, вы разучиваете его свойство и можете его назначать любому члену группы за очки люмены, которые добываются в мире игры и прибавляются за каждый уровень. Самые дорогие свойства стоят 40 очков, самые дешёвые — 1, а общее число изученных свойств не ограничено — если хватает очков, можно ставить хоть все. Изначально в игре есть ограничение в 9999 очков нанесённого урона, но по ходу сюжета вы получите пиктос, позволяющий его обойти. Это делит игру на геймплейно очень разные сегменты. Тут хватает врагов, которых, в принципе, можно побороть и с ограничением в уроне, но на это уйдут десятки минут, а сами сражения нужно проводить безупречно, уклоняясь и отражая все атаки. В итоге вы сами выбираете, во что играть. Хотите лёгкую прогулку с упором на разгром врагов через крутизну своих бойцов? Двигайтесь по сюжету, оставив дополнительный контент на потом. Хотите максимум страданий, соулс-опыта и оттачивания навыков? Закрывайте максимум дополнительного контента до перехода в новый акт сюжета.Стекло и багетыClair Obscur: Expedition 33 безумно хороша своим нарративом. Мы попадаем в странный мир, живущий по особым правилам, которые все знают и никто нам не разжёвывает через функциональные диалоги — даже пролог воспринимается довольно сложно из-за обилия новых терминов. Далее через кат-сцены, сюжетные диалоги и просто детали мира нас постепенно готовят к кульминации — объяснению происходящего. Срежиссировано это поистине мастерски — через короткий сегмент, где, опять же, нет функциональных диалогов, мы на основе ранее полученной информации собираем картину происходящего. Это настоящий инсайт-момент в лучших традициях серии BioShock. Всё логично, элегантно, да к тому же вызывает сильнейшие эмоции. Ну а постановка некоторых кат-сцен передаёт привет французскому экспериментальному кино — за что даём ещё один балл в колонку «настоящая французская игра». К персонажам, несмотря на непривычные имена, быстро привязываешься. Здесь не хочется пропускать диалоги, напротив, в каждый на первом прохождении вчитываешься — и потому что общаться с персонажем интересно, и потому что надеешься вытащить очередную каплю информации. Остроты придаёт знание JRPG-шного тропа: один из членов партии непременно погибнет. В обреченном Художницей мире особенно сильно ощущается, что никто не прикрыт сюжетной бронёй. Всякие побочные активности — это фактически эндгейм-контент, и его в Expedition 33 и правда много. Хотя сюжет можно закрыть часов за 15–20, на зачистку всей игры я потратил 80 — при том, что под занавес истории можно собрать сверхмощный ваншот-билд, который заканчивает большинство сражений буквально нажатием двух кнопок. Убивать с одной тычки боссов, которых ты раньше ковырял по 15 минут, — здорово. Но не очень понятно, чем заниматься в режиме «новая игра +», ведь все персонажи со всем оружием, навыками и пиктосами доступны в нём с самого начала, и интереса в драках, которые проходишь аки Ванпанчмен, просто нет. Но и бросать не хочется — даже после 80 часов расставаться с этим миром и его героями жалко.И это, в принципе, главная тема игры. Она про выбор между творчеством, которое влечёт тебя, поглощает без остатка, и близкими, которым ты нужен. Великолепный геймплей, роскошный визуал, прекрасная музыка, блестяще созданные герои — всё это помогает избежать ловушки людо-нарративного диссонанса, делая главный сюжетный выбор мучительно сложным. …А потом ты осознаёшь, что нужно делать его ещё раз, но уже в своей жизни. Выключить великую игру и пойти пообщаться с семьёй, или погрузиться в неё ещё часов на 60. Ну, что они без меня там, помрут что ли?!  

Мир фантастики Мир фантастики

12:06
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025