Оценку качества образования и развитие искусственного интеллекта обсудили на пленарном заседании форума «Формируя будущее»
11 июня в ИТ-парке им. Башира Рамеева в Казани (Республика Татарстан) прошло пленарное заседание III Международного форума министров образования «Формируя будущее». В первой части заседания выступили помощник Президента Российской Федерации Владимир Мединский, Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, а также министры образования Объединенных Арабских Эмиратов, Демократической Республики Конго, Республики Зимбабве, Республики Абхазия.
Приветствие участникам форума направили Президент России Владимир Путин и Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
«Взаимоуважительное партнерство в сфере образования, опирающееся на признание культурно-цивилизационного многообразия мира и множественность моделей развития, призвано способствовать формированию правильного восприятия нарождающегося многополярного мироустройства, которое, как мы убеждены, наилучшим образом отвечает на справедливые запросы мирового большинства и соответствует современному этапу мирового развития. Россия последовательно выступает за развитие международного сотрудничества в образовательной сфере. Готовы делиться своим успешным опытом и передовыми наработками, в том числе в области подготовки педагогов, цифровизации, применения инноваций в обучении, развития системы наставничества. Разумеется, неизменно открыты для восприятия, анализа и внедрения лучших зарубежных практик без ущерба для национальных традиций», – отметил Сергей Лавров в видеоприветствии.
Помощник Президента Российской Федерации Владимир Мединский сообщил, что по поручению Президента России Минпросвещения разработало единую государственную линейку учебников истории. Он также отметил, что школьники должны учиться самостоятельно мыслить, выстраивать причинно-следственные связи.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов обратил внимание, что форум «Формируя будущее» проводится третий год подряд и с каждым годом растет число участников. По его словам, это говорит о высоком уровне российского образования, об интересе к нему со стороны дружественных стран.
«На форуме «Формируя будущее» в Казани собрались делегации из 50 стран, приехали порядка 20 министров образования. Мы рассказываем о возможностях нашей отечественной системы образования. На выставке представлены наши педагогические университеты, образовательные учреждения, детские центры. Наш опыт вызывает большой интерес у наших международных партнеров. Россия занимает лидирующее место по количеству медалей на международных предметных олимпиадах. Сегодня на пленарном заседании мы выступили с инициативой создания международной оценки качества образования. Мы предлагаем оценку, которая не политизирована и учитывает национальный интерес страны. Она будет оценивать уровень знаний, инфраструктуры, подготовки учителей, организации воспитательной работы. Такая оценка будет помогать странам развиваться, видеть свои сильные стороны, понимать, где нужно уделить внимание. И самое главное, такая международная оценка будет стимулировать развитие национальной системы образования», – подчеркнул Сергей Кравцов.
Глава Минпросвещения России добавил, что ведомство предлагает на основе опыта Программы развития управленческого кадрового резерва системы образования Российской Федерации начать реализацию совместной программы для директоров школ в Центре знаний «Машук», по которой смогут учиться представители разных государств.
Министр просвещения Объединенных Арабских Эмиратов г-жа Сара Аль-Амири сообщила, что ОАЭ уделяет большое внимание развитию гуманитарных и технических наук.
«В условиях ускоренного развития многих отраслей наук сейчас очень важно развивать те направления, которые отвечают нашим национальным интересам. И мы большое внимание уделяем изучению культурного и цивилизационного наследия нашей страны, базирующегося на открытости к остальному миру. Кроме этого, мы также работаем над распространением различных проектов, связанных с развитием искусственного интеллекта. Учитывая те вызовы, которые с ним связаны, важно подходить к этому вопросу чрезвычайно деликатно, но принимать во внимание огромный потенциал искусственного интеллекта, который так или иначе уже оказывает большое влияние на нашу повседневную жизнь. И мы должны использовать эти возможности в соответствии с этическими нормами и правилами», – отметила г-жа Сара Аль-Амири.
Министр высшего и университетского образования Демократической Республики Конго г-жа Мари-Терез Сомбо Аянне Сафи Мукуна обратила внимание, что Демократическая Республика Конго занимает важное место на международной арене благодаря усилиям страны по построению будущего.
«Мы прилагаем значительные усилия в развитии образования в Демократической Республике Конго, в том числе обучения родному языку. В сфере образования мы хотим быть активным участником международных событий и вместе с коллегами принимать ответственные и влияющие на развитие области решения. Сегодня хотела бы выйти с предложением, так как наша страна обладает огромным потенциалом и требует большого количества кадров, – установить взаимное признание квалификаций в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО», – сказала она.
Республику Зимбабве на пленарном заседании представили Министр начального и среднего образования г-н Торерай Мойо и Министр высшего образования, инноваций, науки и развития технологий г-н Фредерик Шава.
Г-н Торерай Мойо рассказал, что Зимбабве достигла значительного прогресса в поднятии грамотности населения. Он добавил, что государство ведет большую работу над тем, чтобы у каждого жителя была возможность получить образование.
Заместитель Министра науки и высшего образования России Ольга Петрова сообщила, что российские вузы к 2030 году смогут принять не менее 500 тыс. иностранных студентов. Она отметила, что сегодня российская система высшего образования охватывает около 4,3 млн студентов, из них 414 тыс. – иностранные граждане. Иностранным гражданам для получения образования в РФ предоставляются возможности в рамках квот. Кроме того, дополнительно вводится система грантовой поддержки для талантливых студентов, которая будет включать не только оплату обучения, но и покрытие сопутствующих расходов на переезд, проживание и медицинскую страховку.
Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов доложил, что в республике находятся более 6 тыс. организаций дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, 45 вузов, включая три университета в топ-100 лучших вузов России, 120 научных организаций. Активно ведется международное сотрудничество с зарубежными странами в части совместных образовательных программ и научно-исследовательской деятельности.
«В условиях стремительных трансформаций образование и наука становятся ключевым фактором устойчивого развития стран через подготовку кадров, технологического лидерства, сохранения культурного и духовного наследия. Регион остается одним из лидеров в сфере образования и науки», – подчеркнул Рустам Минниханов.
Председатель Совета АНО «Евразия» Алена Аршинова уверена, что форум – это «огромный шанс и огромная возможность не только говорить, не только слушать, но и слышать друг друга, сделать что-то совместное, что-то большое, что-то творческое». Она считает, что, собравшись здесь и отвечая на очень важные вопросы в сфере просвещения, участники могут собрать самое ценное из системы образования каждой страны и сделать общую систему образования, тем самым сформировав единое ментальное, культурное и образовательное пространство. Формированием такого общего евразийского пространства уже занимается Автономная некоммерческая организация «Евразия». Один из первых шагов в этом направлении – реализация программы «Евразийский лицей», в частности, подписано соглашение с Киргизской Республикой, а также ведется работа и в других странах.
Кроме того, на пленарном заседании выступили руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Евгений Примаков и Министр просвещения Республики Абхазия г-жа Хана Гунба.
III Международный форум министров образования «Формируя будущее» проходит в Казани 11–12 июня 2025 года. В рамках деловой программы форума участники обсуждают темы, касающиеся актуальных вызовов международной образовательной среды, системы ценностей, воспитания, оценки качества и доступности образования. Форум призван стать важной платформой для обмена опытом и обсуждения вопросов в сфере образования.
Организаторами форума являются Минпросвещения России, Правительство Республики Татарстан и Фонд поддержки гуманитарных наук «Моя история».