Ученые рассказали, чем опасен искусственный интеллект в образовании
Уровень использования искусственного интеллекта российскими компаниями вырос в среднем с 20 процентов в 2021 году до 43 — в 2024-м, до 66 процентов — в сфере финансовых услуг, секторе информационно-коммуникационных технологий, высшем образовании и топливно-энергетическом комплексе. Однако только 36 процентов организаций утверждает, что на рынке достаточно продуктов в области ИИ. Такие данные ранее приводил ВЦИОМ. Но при всех плюсах нейронки имеют и минусы. Например, неограниченное использование ИИ способно негативно сказаться на качестве образования. В теме разбиралась «Парламентская газета».
От школы до вышкиИскусственный интеллект активно применяют во всех сферах — от медицины до беспилотной авиации, появился он и в образовании. В школе, чтобы автоматизировать административные процессы. Это проверка домашних заданий, составление расписания уроков, мониторинг посещаемости или успеваемости. В колледжах и техникумах больше востребованы симуляторы для практических занятий по медицине, инженерии и информационным технологиям.
«Высшим учебным заведениям ИИ полезен в научных исследованиях, — рассказал «Парламентской газете» руководитель Института содержания и методов обучения Минпросвещения Максим Костенко. — Например, машинное обучение помогает обрабатывать большие объемы данных и моделировать сложные процессы».
Вузы активно применяют ИИ для создания электронных библиотек и управления ими, что ускоряет поиск нужных ресурсов по запросам. Нейронки помогают выпускникам искать работу — системы анализа резюме и карьерных предпочтений позволяют находить подходящие вакансии и готовиться к собеседованиям, уточнил эксперт.
© freepik.com
По его словам, ИИ усовершенствовал перевод текста, с ним можно делать краткую выжимку из видео, подборки источников. При этом скорость его внедрения в образование значительно опережает осознание преподавателями его возможностей.
Искусственный интеллект не должен стать инструментом терроризма Инструмент, а не замена
Однако неограниченное присутствие в образовании киберразума может негативно сказаться на качестве учебы.
«Дети, которые, не задумываясь, готовы использовать любой текст, созданный ИИ, рискуют утратить способность самостоятельно формулировать мысли, анализировать информацию и делать выводы, — объяснил Максим Костенко. — В будущем, когда они столкнутся с ситуациями, требующими креативного подхода и глубокого понимания предмета, им будет крайне сложно оставаться эффективными».
Поэтому так важно установить понятные всем границы ИИ в учебном процессе, добавил он. Например, подбор иллюстраций для доклада или презентации, а также поиск источников информации. А развитие навыков критического мышления научит школьников использовать ИИ как инструмент, а не как замену самостоятельному рассуждению. Тем более что человек пока выигрывает не только логикой, но и жизненным опытом решения проблем.
Другая угроза в том, что трудности с адаптацией к реальной рабочей среде могут сопровождаться потерей интереса к предмету, формальным выполнением требований без понимания сути материала.
«Одна из главных проблем использования ИИ в образовании — необходимость формирования общественного мнения, что он не замещает преподавателя, а усиливает его возможности персонифицированной работы с учеником, уменьшает затраты времени на рутинные процессы, — отметил Костенко. — Для нашего института это особенно актуально в связи с реализацией проекта по дебюрократизации труда учителя — важнейшего фактора повышения качества образования».
Вузы могут создать площадки для изучения перспективных технологий В пределах дозволенного
При использовании ИИ в образовательном процессе не обойтись без знания законодательства, как минимум Закона «О персональных данных», с учетом которого надо хранить сведения об учениках.
А для контроля самостоятельности выполнения заданий учителя прибегают к разным способам: обращают внимание на странные для живого человека обороты речи или не связанные друг с другом фразы, проверяют работы в специальных сервисах. Например, российская система обнаружения заимствований «Антиплагиат» анализирует структуру текста, частоту определенных слов, синтаксических конструкций и выдает результат. Еще надежные способы — устное собеседование и творческое задание.
© freepik.com
Многие вузы в локальных нормативных актах, таких как положение об электронной информационно-образовательной среде, фиксируют, как используется ИИ, устанавливают требования к выпускным квалификационным работам студентов. Это делают Московский городской педагогический университет, Северный (Арктический) федеральный университет, ВШЭ, Московский государственный технический университет имени Баумана, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».
«Применение искусственного интеллекта в образовании может способствовать реализации потенциала каждого ученика, персонализации обучения, повышению эффективности учебного процесса», — сказала «Парламентской газете» профессор, академик Российской академии образования Ирэна Роберт.
Искусственный интеллект создает новые возможности для интерактивного обучения на основе аналитики достижений каждого учащегося, подытожила она.
Денежное довольствие военных повысят