Ученые рассказали, чем опасен искусственный интеллект в образовании

Ученые рассказали, чем опасен искусственный интеллект в образовании

Уровень использования искусственного интеллекта российскими компаниями вырос в среднем с 20 процентов в 2021 году до 43 — в 2024-м, до 66 процентов — в сфере финансовых услуг, секторе информационно-коммуникационных технологий, высшем образовании и топливно-энергетическом комплексе. Однако только 36 процентов организаций утверждает, что на рынке достаточно продуктов в области ИИ. Такие данные ранее приводил ВЦИОМ. Но при всех плюсах нейронки имеют и минусы. Например, неограниченное использование ИИ способно негативно сказаться на качестве образования. В теме разбиралась «Парламентская газета».

От школы до вышки

Искусственный интеллект активно применяют во всех сферах — от медицины до беспилотной авиации, появился он и в образовании. В школе, чтобы автоматизировать административные процессы. Это проверка домашних заданий, составление расписания уроков, мониторинг посещаемости или успеваемости. В колледжах и техникумах больше востребованы симуляторы для практических занятий по медицине, инженерии и информационным технологиям.

«Высшим учебным заведениям ИИ полезен в научных исследованиях, — рассказал «Парламентской газете» руководитель Института содержания и методов обучения Минпросвещения Максим Костенко. — Например, машинное обучение помогает обрабатывать большие объемы данных и моделировать сложные процессы».

Вузы активно применяют ИИ для создания электронных библиотек и управления ими, что ускоряет поиск нужных ресурсов по запросам. Нейронки помогают выпускникам искать работу — системы анализа резюме и карьерных предпочтений позволяют находить подходящие вакансии и готовиться к собеседованиям, уточнил эксперт.

© freepik.com

По его словам, ИИ усовершенствовал перевод текста, с ним можно делать краткую выжимку из видео, подборки источников. При этом скорость его внедрения в образование значительно опережает осознание преподавателями его возможностей.

Искусственный интеллект не должен стать инструментом терроризма Инструмент, а не замена

Однако неограниченное присутствие в образовании киберразума может негативно сказаться на качестве учебы.

«Дети, которые, не задумываясь, готовы использовать любой текст, созданный ИИ, рискуют утратить способность самостоятельно формулировать мысли, анализировать информацию и делать выводы, — объяснил Максим Костенко. — В будущем, когда они столкнутся с ситуациями, требующими креативного подхода и глубокого понимания предмета, им будет крайне сложно оставаться эффективными».

Поэтому так важно установить понятные всем границы ИИ в учебном процессе, добавил он. Например, подбор иллюстраций для доклада или презентации, а также поиск источников информации. А развитие навыков критического мышления научит школьников использовать ИИ как инструмент, а не как замену самостоятельному рассуждению. Тем более что человек пока выигрывает не только логикой, но и жизненным опытом решения проблем.

Другая угроза в том, что трудности с адаптацией к реальной рабочей среде могут сопровождаться потерей интереса к предмету, формальным выполнением требований без понимания сути материала.

«Одна из главных проблем использования ИИ в образовании — необходимость формирования общественного мнения, что он не замещает преподавателя, а усиливает его возможности персонифицированной работы с учеником, уменьшает затраты времени на рутинные процессы, — отметил Костенко. — Для нашего института это особенно актуально в связи с реализацией проекта по дебюрократизации труда учителя — важнейшего фактора повышения качества образования».

Вузы могут создать площадки для изучения перспективных технологий В пределах дозволенного

При использовании ИИ в образовательном процессе не обойтись без знания законодательства, как минимум Закона «О персональных данных», с учетом которого надо хранить сведения об учениках.

А для контроля самостоятельности выполнения заданий учителя прибегают к разным способам: обращают внимание на странные для живого человека обороты речи или не связанные друг с другом фразы, проверяют работы в специальных сервисах. Например, российская система обнаружения заимствований «Антиплагиат» анализирует структуру текста, частоту определенных слов, синтаксических конструкций и выдает результат. Еще надежные способы — устное собеседование и творческое задание.

© freepik.com

Многие вузы в локальных нормативных актах, таких как положение об электронной информационно-образовательной среде, фиксируют, как используется ИИ, устанавливают требования к выпускным квалификационным работам студентов. Это делают Московский городской педагогический университет, Северный (Арктический) федеральный университет, ВШЭ, Московский государственный технический университет имени Баумана, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

«Применение искусственного интеллекта в образовании может способствовать реализации потенциала каждого ученика, персонализации обучения, повышению эффективности учебного процесса», — сказала «Парламентской газете» профессор, академик Российской академии образования Ирэна Роберт.

Искусственный интеллект создает новые возможности для интерактивного обучения на основе аналитики достижений каждого учащегося, подытожила она.

Денежное довольствие военных повысят  

Парламентская газета Парламентская газета

16:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025