Отели юга России недозагружены, но вынуждены поднимать цены

Отели юга России недозагружены, но вынуждены поднимать цены

Гостиницы юга России в этом году недосчитались гостей. Проблема и в ценах, и в недостаточной маркетинговой активности. Благодаря укрепившемуся рублю, хорошим предложениям со стороны Египта, ОАЭ туристы переориентировались на выезд. Сделали ли отельеры вывод из ситуации, чего ждать рынку в следующем сезоне, эксперт рассказал в эфире открытия онлайн-выставки «Знай наше: зима 25/26».

«Многие объекты юга России в этом году переоценили себя, учитывая успешный сезон 2024-го. Еще прошлой осенью туристы и туркомпании, глядя на цены, удивлялись: «а вы вообще куда»? Весной объекты были вынуждены существенно снизить стоимость размещения, но нарастить турпоток это не помогло», — рассказал глава правления ассоциации отельеров АМОС Дмитрий Богданов.

По его словам, оказалось, что мало понизить цены. «Мы видим, что продажи через агрегаторов растут — они бьются за долю рынка, готовы вкладываться, брать на себя поток. Но должной маркетинговой активности со стороны самих объектов, туроператоров было меньше. В итоге мы видим спад и по авиаперевозкам, и по данным Travelline, но итоговые цифры появятся лишь в конце года», — отметил эксперт.

Часть туристов, по его словам, ушла в самостоятельное бронирование, выбирая не отели, а квартиры. «Я на днях был на Кавминводах. Коллеги говорят о колоссальной конкуренции с апартаментами, например, в Кисловодске. При этом рынок апартаментов для туризма не виден и никак не контролируется», — подчеркнул Дмитрий Богданов.

Еще один момент, связанный со статистикой: даже если число туристов, приезжающих в регион, увеличивается, то количество ночей, которые они проводят в отелях, сокращается.

Несмотря на неудачный сезон, отельеры не могут не поднимать цены: гостиничная инфляция выше, чем общая по стране. Соответственно, можно ждать недозагрузки и в следующем году. «Судя по прогнозам Центробанка, по прогнозам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования при правительстве России, экономику будет трясти. Этот фактор я бы точно не сбрасывал со счетов. Непросто будет и в 2027 году», — пояснил Дмитрий Богданов.

При этом в Сочи открываются новые отели — в этом году заработали Mantera Supreme, Marine Garden Sochi, Grand Cascade. Но, как подчеркнул эксперт, если в высокий сезон туристов достаточно, то по его краям и в межсезонье отелям приходится биться за гостей. В следующем сезоне тоже планируются новые открытия, но явно, что 9 месяцев в году туристов на всех не будет хватать. Аналогичная ситуация складывается в сегменте гостиниц 4*, 3*.

Выход, по мнению эксперта, в работе отельеров с турагентами и туроператорами. По крайней мере, это поможет увеличить число гостей и в межсезонье. «Я не вижу ни одного хорошего примера круглогодичной загрузки у гостиниц, которые не сотрудничают с B2B-сегментом», — подчеркнул эксперт. И отельерам, и профессиональным ассоциациям нужно работать именно в этом направлении, заключил Дмитрий Богданов.

«За последний год себестоимость авиаперевозок для авиакомпаний увеличилась на 66%. Это очень серьёзный рост», — такими оценками от самих перевозчиков поделился вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин в эфире открытия онлайн-выставки «Знай наше: зима 25/26». При этом авиабилеты подорожали не так существенно. Эксперт рассказал, ожидать ли дальнейшего роста цен на перелеты и опасаться ли дефицита самолетов в России в ближайшее время.

Дмитрий Горин уточнил: повышение себестоимости перевозок связано с ростом цен на топливо, на комплектующие (втрое), повышением зарплат, аэронавигационных сборов, пока еще высокой ключевой ставкой, инфляцией. Безусловно, перевозчики не могут работать в минус, поэтому и цены на билеты будут расти.

«Мы исходим из того, что билеты будут дорожать примерно на процент повышения инфляции. Какая это будет цифра — 7, 8 или 10% — время покажет», — отметил он.

При этом, по словам эксперта, спрос на перелеты уже снизился. «Сейчас наметилась определённая тенденция «охлаждения», как любит говорить Центральный банк. Если пересчитать стоимость авиабилетов к среднестатистической зарплате по России, то число перелетов, которые покупатель может совершить на эту зарплату, уменьшается из-за роста цен», — пояснил он. Так российские перевозчики за 8 месяцев сократили число рейсов на 2-3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Как рассказал Дмитрий Горин, на Международном авиационном и туристическом форуме в Сочи в середине сентября авиакомпании именно этим объяснили снижение пассажиропотока Адлера на 7%: после бурного роста тарифов снижение цен не приводит к увеличению загрузки этого направления. Компании начинают перераспределяют борта, в том числе и на международные направления.

Говоря о намечающемся к 2030 году дефиците самолетов у российских авиакомпаний, эксперт напомнил, что только в прошлом году из парка выбыло 58 лайнеров. И подчеркнул, что официальную статистику, которая сейчас декларируется, нужно воспринимать правильно. «Когда говорится, что у нас „на крыле“ 1000-1200 бортов, надо понимать, что имеются в виду и вертолеты, и малая авиация, и самолеты, которые используются для государственных нужд», — пояснил он.

Фактически же, по словам эксперта, «на крыле» сейчас 540 самолетов зарубежного производства и 150 — российского. «Планировалось, что к текущему моменту мы уже получим 214-215 лайнеров отечественного производства, — напомнил эксперт. — Но фактически мы получили всего 9 самолётов, из них два — ТУ-204 и Ту-214 и семь — модернизированных «Сухих Суперджетов».

Поэтапное выбытие самолетов, о котором заявила Росавиация, по словам эксперта, происходит, в том числе и из-за желания авиакомпаний экономить лётный ресурс. «Все мы помним, что, например, S7 уже полтора года назад сократила количество рейсов, экономя летный ресурс. Есть флот, который стоит на бетоне. Авиакомпанию можно понять в условиях роста стоимости обслуживания флота, дефицита комплектующих запчастей», — отметил эксперт.

Отчасти, по его мнению, проблему решают зарубежные перевозчики. «Рост иностранных авиакомпаний в перевозка из России в этом году — 8,8%, а их доля уже составляет 46%», — отметил Дмитрий Горин. Он напомнил, что в 2022 году турецкие перевозчики смогли насытить рынок рейсами. Сейчас похожая ситуация на китайском направлении.

«Это тоже путь решения проблемы. Ну и все-таки будем надеяться, что каботажные перевозки и мокрый лизинг появятся у российских компаний не только с iFly», — подчеркнул Дмитрий Горин.

В 2026 году, по его словам, объем перевозок прогнозируется на уровне этого года, а рост цен — в рамках инфляции, за исключением пиковых периодов, когда высокая стоимость обусловлена рынком.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

17:06
33
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025