Полсотни чемоданов прилетели на Turkish Airlines на день позже своих владельцев
12 ноября часть пассажиров Turkish Airlines, которые прилетели в Москву из турецкой Антальи, не смогли получить свой багаж. Сегодня, 13 ноября, в телеграм-канале аэропорта Внуково появилось сообщение о том, что чемоданы доставлены в столицу.
Как пояснила авиакомпания, причина в том, что не все чемоданы загрузили при вылете из Турции. «Уважаемые пассажиры рейса Turkish Airlines TK-3050/12.11.2025 Анталья-Москва! К сожалению, 50 единиц багажа не были загружены на ваш рейс в аэропорту отправления», — процитировал сообщение перевозчика аэропорт Внуково.
В итоге багаж отправили отдельно, рейсом TK-419, который вылетел в Москву из Стамбула ночью 13 ноября.
Отметим, что проблемы с доставкой багажа у «Турецких авиалиний» случаются постоянно. В августе этого года Общероссийское объединение пассажиров выступало с предложением Минтрансу ввести новую меру ответственности для иностранных авиакомпаний, которые систематически нарушают права российских пассажиров. В конце августа замминистра транспорта России констатировал: ситуация с недоставкой багажа у Turkish Airlines на российских направлениях улучшилась. Однако после этого у перевозчика снова были зафиксированы сбои.
Например, в начале октября рейс турецкого перевозчика TK-3104 прибыл из Даламана в Москву без 62 чемоданов. А на следующий день количество недоставленного багажа выросло до 207 единиц.
Эксперты объясняют проблемы тем, что Turkish Airlines использует модель маршрутизации багажа через Стамбул, и задержки в обработке на любом этапе приводят к сбоям цепочки обработки — багаж остаётся в аэропорту. Кроме того, как поясняли источники, знакомые с ситуацией, недозагрузка багажа — это осознанная политика перевозчика, связанная с требованиями Star Alliance по безопасности при закрытиях аэропортов в России из-за плана «Ковер». Впрочем, другие участники этого альянса, например, Air China и Egyptair, летающие в РФ, доставляют все чемоданы вместе с пассажирами, отмечают на рынке.
Как показал опрос Profi.Travel, в котором летом приняли участие более 120 профессионалов турбизнеса, более 40% агентов предупреждают своих туристов о такой опасности, причем 17% из них даже отговаривают клиентов от рейсов Turkish Airlines и предлагают подобрать аналоги. При этом, по их словам, четверть туристов сами просят найти альтернативу, и столько же вообще не в курсе подобных проблем авиакомпании.
На прошлой неделе в Душанбе и Худжанде состоялись два круглых стола, посвящённых развитию сотрудничества между туркомпаниями России и Таджикистана. Мероприятия прошли в рамках международного форума Россотрудничества «Время добрых дел» и собрали ведущих экспертов туристической отрасли двух стран.
Рост интереса и турпотокаПо словам Торгового представителя РФ в Таджикистане Александра Рыбаса, туристическая отрасль страны демонстрирует уверенный рост. Он рассказал, что в 2024 году страну посетило 1,4 млн туристов — на 12% больше, чем в 2023-м. А в этом году только за первые девять месяцев туристический поток вырос на 24%.
Из России только за первый квартал 2025 года в Таджикистан прибыло более 87 тысяч человек. Однако торговый представитель подчеркнул: значительная часть этого потока связана с визитами на родину обладателей двойного гражданства. И сейчас задача в том, чтобы трансформировать часть этих поездок в классический туризм, сделать Таджикистан привлекательным направлением для отдыха и знакомства с уникальной природой и культурой страны.
По оценкам представителя Комитета по развитию туризма Таджикистана, директора альпинистско-туристической базы «Артуч» Эраджа Мухаммаджонзода, в этом году россияне заняли 2 место среди туристов, посетивших страну.
Он отметил, что к 2030 году турпоток в страну планируется довести до 2,1 млн — ежегодный прирост составит 6-8%..
Россияне чувствуют себя в Таджикистане первооткрывателямиСоруководитель комитета по въездному туризму РСТ, гендиректор Profi.Travel Алексей Венгин, принимавший участие в обоих круглых столах, поделился впечатлениями от поездки: «Таджикистан для российского туриста пока terra incognita — примерно как Узбекистан лет десять назад. Сейчас прямые рейсы в Душанбе и Худжанд есть из 12 городов России. Летают „Уральские авиалинии“, Somon Air, Utair, Nordwind Airlines, S7 Airlines, однако авиабилеты недешевые. Да и логистика внутри страны непростая, качественных гостиниц мало. Но попадая в Таджикистан, турист чувствует себя первооткрывателем: здесь не встретить туристические группы на каждом углу, а всё гостеприимство страны адресовано тебе. При этом ни визовых, ни языковых барьеров нет».
В своем телеграм-канале он отметил, что Таджикистан можно условно разделить на три части — север с купеческим Худжандом, где находится один из самых больших базаров Центральной Азии, юг с современным Душанбе с его сетевыми гостиницами, ресторанами и хорошими кофейнями и Памир, который сам по себе «почти отдельный мир». Главная ценность страны, по его словам — природа, горы и маленькие сёла, а Памирское шоссе вдоль реки Пяндж — одно из самых живописных в мире.
Эксперт подчеркнул, что направление имеет потенциал при условии активного продвижения: «Сейчас маркетинговой активности почти нет, блогеры сюда почти не ездят, страна редко представлена на выставках. Но местные туроператоры уже активно ищут партнёров из России — а развитие рынка начинается именно с выстраивания B2B-связей».
Мнение туроператоров: потенциал есть, но имидж мешаетЗаместитель директора по коммерческим вопросам компании «Европорт» Антон Потапов подтверждает: спрос на туры в Таджикистан остаётся стабильным, хотя пока без значительного роста.
«Динамика спроса примерно равна прошлогодней. Интерес есть со стороны тех, кто любит горы и ищет новые впечатления. Но продажи не выросли — у нас это примерно сто человек в год».
Он считает, что ключевая проблема — даже не в цене перелета, а в отсутствии позитивного имиджа страны среди массового российского туриста. Так, по его словам, стоимость авиабилетов в Душанбе и Худжанд сопоставима с ценой перелета в Ереван, но объём туристов — несравнимо меньше.
«Из проблем, с которыми лично я столкнулся в Таджикистане — это гастрономия на маршрутах. В городах кормят вкусно и разнообразно, но в горной местности еда — для непритязательных туристов. Все свежее, натуральное, но блюда рассчитаны на нетребовательных горцев. И тем не менее, Таджикистан никого не оставляет равнодушным, даже несмотря на небольшие минусы. А в основном в эту страну едут искушённые путешественники, которые повидали многое», — рассказал он.
Однако эксперт уверен, что при правильном продвижении Таджикистан пройдёт путь Узбекистана быстрее: «Технологии, отработанные Узбекистаном, легко применимы на Таджикистан. А по трудолюбию таджики дадут фору кому угодно. Думаю, через 5–7 лет поток туристов сюда будет на уровне нынешнего в Узбекистан».
Новые возможности для взаимного туризмаПо словам Алексея Венгина, коллеги из Таджикистана проявляют всё больший интерес к развитию туризма в Россию — в первую очередь в регионы, где развита санаторно-курортная инфраструктура и соблюдаются традиции, важные для мусульманских туристов (халяльное питание, молельные комнаты и т.д.).
На круглых столах были представлены возможности Башкирии и Татарстана как направлений, ориентированных на приём туристов из Таджикистана.
«У туристов из Таджикистана есть интерес к Москве и Санкт-Петербургу, но остальные регионы России они пока знают мало. На круглом столе российские компании представили туристический потенциал не только столиц, но Мурманска, Казани, Байкала — программы вызвали большой интерес у профессионалов из Таджикистана. Потенциал развития здесь очевиден», — отметил он.
Главные барьеры, по его словам, — высокая стоимость перелётов (около 50 тысяч рублей за билеты round trip) и взаимная неосведомлённость стран о туристических возможностях друг друга.
«На мероприятиях Россотрудничества я увидел большой взаимный интерес туристических компаний из России и Таджикистана. Они, очевидно, видят большой потенциал для развития в этих направлениях. И сейчас у них есть все шансы для того, чтобы этот потенциал реализовать», — заключил Алексей Венгин.
«Мы установили деловые связи, обменялись контактами, проговорили возможности сотрудничества и даже наметили некие контуры тех туристических продуктов, которые можно будет создавать для развития взаимных потоков России и Таджикистана», — подтвердил заместитель генерального директора по взаимодействию с органами власти и коммуникациям Fun&Sun Александр Сирченко.
