Порядок упрощенного производства при взыскании долгов с бюджета не применим

Порядок упрощенного производства при взыскании долгов с бюджета не применим

Об этом специалисты финансового ведомства напомнили ГРБС, которые при исполнении бюджетных полномочий, определенных п. 3 ст. 158 БК РФ БК РФ, обязаны при подготовке дела к судебным разбирательствам обращать внимание судов на положения действующего процессуального законодательства РФ, а в случае принятия судебных актов по указанной выше категории дел в порядке упрощенного производства, обжаловать их в установленном законом порядке (Письмо Минфина России от 1 августа 2025 г. № 08-04-07/74674 ).

Положениями АПК РФ установлено, что дела, связанные с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в порядке упрощенного производства рассмотрению не подлежат. Аналогичный запрет содержится в положениях ГПК РФ.

Причем соответствующие запреты распространяются и на иски, предусматривающие взыскание на средства бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений. Это означает, что все без исключения получатели бюджетных средств, то есть органы власти/местного самоуправления и подведомственные им казенные учреждения, не должны соглашаться на рассмотрение в упрощенном порядке дел по искам о взыскании с них долгов.

Таким образом, если у казенного учреждения есть весомые аргументы для спора с контрагентом в суде, то упрощенный порядок спора также не применяется. Речь идет о погашении задолженности в рамках договорных обязательств, то есть о спорах, предметом которых является размер либо факт возникновения денежных обязательств в рамках ранее принятых бюджетных обязательств. Причем если денежные обязательства возникли в силу договора / закона и подтверждены документально, то недостаточность ЛБО весомым аргументом не является: для погашения кредиторской задолженности в добровольном порядке казенное учреждение вправе запросить дополнительные ЛБО и в отсутствие судебного решения. Такой подход в полной мере отвечает принципу эффективности использования бюджетных средств, поскольку избавит бюджет от дополнительных расходов в виде судебных издержек и процентов за пользование чужими денежными средствами.

А вот в тех случаях, когда основанием для возникновения бюджетных и денежных обязательств является именно судебный акт, спорить с истцом в упрощенном порядке нельзя. Наличие такого запрета прямо указывает и на отсутствие у получателей бюджетных средств права на прекращение спора заключением мирового соглашения, поскольку оно представляет собой добровольное урегулирование частноправового спора путем заключения сторонами сделки, утверждаемой судом.

На бюджетные и автономные учреждения указанные запреты в явном виде не распространяются. Однако руководителям таких учреждений не следует забывать о том, что имущество, закрепленное за учреждениями на праве оперативного управления, а также денежные средства, в том числе полученные в рамках приносящей доход деятельности, находятся в публичной собственности. А значит, любое решение о распоряжении ресурсами бюджетных и автономных учреждений должно быть рациональным и отвечать публичным интересам.

 

ГАРАНТ.РУ ГАРАНТ.РУ

15:06
70
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025