Принять нереализованное имущество в счет долга перед бюджетом нельзя

Принять нереализованное имущество в счет долга перед бюджетом нельзя

Взыскание задолженности по платежам в бюджет – обязанность администратора доходов бюджета, исполнение которой предполагает взаимодействие с подразделениями ФССП России. Обращение взыскания на имущество должника предусматривает возможность передачи нереализованного имущества взыскателю в счет погашения долга. Однако принятие решения об оставлении за собой непроданного имущества должника является правом, а не обязанностью взыскателя (Апелляционное определение Костромского облсуда от 09 июля 2025 г. по делу № 33-1440/2025), (Апелляционное определение Владимирского облсуда от 15 июля 2025 г. по делу № 33-2145/2025), (Апелляционное определение Брянского облсуда от 18 марта 2025 г. по делу № 33-828/2025), (Постановление Четырнадцатого ААС от 26 марта 2025 г. № 14АП-1164/25). Возможно ли таким способом погасить долг перед бюджетом?

Нет, нельзя. Бюджетное законодательство не предусматривает механизма погашения задолженности по платежам в бюджет в натуре, поскольку в силу ст. 6 БК РФ доходами бюджета являются поступающие в бюджет денежные средства (постановление Четырнадцатого ААС от 26 марта 2025 № 14АП-1164/25).

Невозможность принятия в государственную / муниципальную собственность имущества в счет погашения задолженности подтверждается отсутствием нормативного правового акта, регламентирующего процедуры принятия в публичную собственность нереализованного имущества в рамках исполнительного производства. Законодательством не установлены критерии принятия и отказа от принятия нереализованного имущества, а также не предусмотрен порядок выплаты разницы между стоимостью принимаемого имущества, когда его стоимость выше суммы долга по исполнительному производству. А поскольку при реализации положений бюджетного законодательства следует исходить из разрешительного типа правового регулирования – "дозволено только то, что прямо разрешено законом" – и закрепленного законом закрытого перечня полномочий властных структур и их должностных лиц, отсутствие соответствующих положений в законодательстве подтверждает отсутствие у должностных лиц органов власти / местного самоуправления полномочий на принятие решений о принятии нереализованного имущества в счет погашения задолженности перед бюджетом.

Несмотря на то, что бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса, имущество таких учреждений находится в публичной собственности. Возможность принятия такими учреждениями имущества в счет погашения образовавшейся перед ними задолженности законодательством РФ также не предусмотрена. Кроме того, на праве оперативного управления за государственными и муниципальными учреждениями (ГМУ) закрепляется только то имущество, которое необходимо для осуществления ими основных видов деятельности. Принятие учреждением любого (непрофильного) имущества в целях дальнейшей его реализации самим учреждением не отвечает целям создания ГМУ. Это означает, что такое имущество в целях дальнейшей реализации подлежит изъятию в казну (определение Верховного Суда РФ от 24 октября 2016 г. № 305-ЭС16-13338). Иными словами, само учреждение получит полезный потенциал от актива в виде дебиторской задолженности только в том случае, если сама задолженность будет погашена деньгами. А процедура реализации имущества, которое не удалось реализовать в ходе исполнительного производства, повлечет для бюджета дополнительные расходы, то есть ущерб.

 

ГАРАНТ.РУ ГАРАНТ.РУ

18:06
8
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025