«Раскапываешь себя до углей в сердце»: актриса Анна Каменкова — о сериале «Солдатская мать», памяти и вдохновении

«Раскапываешь себя до углей в сердце»: актриса Анна Каменкова — о сериале «Солдатская мать», памяти и вдохновении
Анна Каменкова рассказала RT о сериале «Солдатская мать»1 мая эксклюзивно на KION стартует показ сериала «Солдатская мать» о женщине, потерявшей девятерых сыновей во время Великой Отечественной войны. Главную роль исполнила заслуженная артистка РСФСР Анна Каменкова. В интервью RT она рассказала, как готовилась к роли и погружалась в трагическую историю, объяснила, чем отличаются подходы к съёмкам в советском и современном кино, а также раскрыла свои любимые аспекты профессии. Анна Каменкова в сериале «Солдатская мать» © онлайн-кинотеатр KION

— Совсем скоро состоится премьера сериала «Солдатская мать». Когда вы только узнали об этом проекте, чем он вас заинтересовал?

— Меня очень тронул сюжет. К тому же, сейчас практически нет хороших ролей для возрастных актрис. Это естественно, для стариков в кино и не может быть много работы. Сюжеты про молодёжь или людей среднего возраста часто бывают интереснее. А здесь такая волнительная история — жизнь, судьба человека. Большая удача, что нашёлся такой грандиозный материал.

— Главный прототип вашей героини — Епистиния Степанова, однако трагедию пережило множество матерей, которые потеряли детей на войне. По каким материалам вы готовились к съёмке, на какие примеры ориентировались?

— Я читала о ней, посмотрела документальный фильм. А ещё обращалась к памяти — генетической памяти, к тому, что глубоко-глубоко заложено в каждом из нас. Это общая история, можно сказать — история страны.

Когда мы были маленькими, прошло ещё совсем немного лет после войны. Все события того времени были на слуху, мы, дети, всё слышали и знали про войну от людей вокруг, из кино и радиопередач.

— Одна из центральных тем фильма — тема семьи. Что помогает актёрам убедительно играть родных друг другу людей? Как вы с коллегами работали над сериалом?

— Когда мы собрались вместе — это был такой счастливый день! Все молодые ребята-актёры — просто прекрасные. Стоило им только надеть одежду тех лет — и у меня сразу возникла и любовь, и нежность к ним. И у них — ответные чувства, смею надеяться. 

Например, в сериале есть очень радостная довоенная сцена, когда вся семья вместе. И все актёры приходят на площадку, уже готовые показать любовь — к тому, что по сюжету мы — братья, сёстры, мама. Все нежны и трогательны и сразу становятся близкими.

Кадр из сериала «Солдатская мать» © онлайн-кинотеатр KION

— Не возникали ли непредвиденные обстоятельства в процессе работы? Изменилось ли что-то по сравнению с первоначальным замыслом фильма?

— Когда я прочитала сценарий, мне очень захотелось сыграть эту роль. А когда меня уже утвердили — стало страшно. Я не понимала, как справиться с этой трагической историей, как это сыграть. На героиню обрушивается невозможное горе — и не однажды, а девять раз. Я была в панике, в ужасе, и просто не знала, что делать.

Мне помогла поддержка режиссёра Давида Дадунашвили — он очень внимательный, тонко чувствует тему и актёра. Не мне судить, что получилось, но под руководством Давида, как говорится, процесс пошёл. У нас был и изумительный оператор Митя Горевой. Мы втроём продумывали разные варианты того, как сделать ту или иную сцену.

Несмотря на то, что материал трагический, для меня это одна из самых счастливых съёмок. У меня было ощущение, что вся группа — и молодёжь, и люди, которые отвечали за технику или реквизит, — все были погружены в тему сериала. Не было такого, чтобы кто-то отвлекался на телефон или веселился. Так иногда случается на съёмках, и тогда не получается подходящей атмосферы. А тут она складывалась прямо на глазах. У нас была потрясающая группа.

— Психологически насколько трудно было погружаться в эту трагическую историю?

— Конечно, непросто. Нужно опуститься в такое горе, заполниться этими эмоциями. Играя такую историю, надо всё внутри расшатывать, растачивать, теребить раны и разрывать их.

Ефросинья — простая женщина из деревни. Но она столько пережила! И в сценарии, и в материалах о Епистинии Степановой, которые я читала и смотрела, видно, что она всё прожила очень мужественно — без истерик, причитаний, завываний. Мне кажется, великий смысл нашей истории — ещё и в том, что она всё выдержала с таким достоинством и с такой любовью.

Кадр из сериала «Солдатская мать» © онлайн-кинотеатр KION

Её переживания были очень глубокими. Их невозможно выразить криками, — нет, это нечто другое. Мы искали способ, чтобы передать такие эмоции. Надеюсь, что это получилось. Потому что, конечно, работая над такой историей — раскапываешь себя до углей в сердце. Иначе это бесполезно. 

— В этом году исполняется 66 лет с премьеры вашего дебютного фильма «Девочка ищет отца». На ваш взгляд, в современном кино подача историй о войне отличается от того, как было принято в советское время?

— Да, так и должно быть. Просто в то время о событиях тех лет знали лучше и в кино делали меньше ошибок — ведь всё происходило совсем недавно. Сейчас, может быть, уходят нюансы. Но, если фильм делается от сердца — как мне кажется, от небольших неточностей его ценность не меняется.

— Зрители кино, не говоря уже о театралах, знают и любят ваших героинь всех возрастов — Маню из «Молодой жены», Софью Петровну, Лену из «Визита к Минотавру» и Аллу Валерьевну Кашину. Как вы ощущаете себя в профессии сегодня? Изменилось ли за это время ваше отношение к актёрской игре или сопутствующим процессам?

Также по теме Индийский «Элизиум» и казахстанская «Эвакуация»: объявлены победители 47-го Московского международного кинофестиваля 24 апреля состоялась церемония закрытия Московского международного кинофестиваля. Жюри под руководством испанского режиссёра Луиса...

— Сейчас меня очень смущают безумные скорости. Потому что раньше у нас было больше времени. За смену снимали одну — две сцены. Можно было подумать, попробовать разные варианты, порепетировать, поискать. Сегодня этого времени нет. Скорость — просто бешеная. Но к ней тоже привыкаешь, подстраиваешься каким-то образом. Просто сейчас работают так.

Режиссёр не будет отменять съёмку и говорить «всё на сегодня, смена окончена», если какая-то сцена раз за разом не удаётся — это невозможно. К тому же, раньше смена длилась 7—8 часов, сейчас — 12—15 часов. Такой режим, конечно, выматывает. К тому же в «Солдатской матери» у меня была очень серьёзная роль. Так что это непростой труд.

— Ваша творческая жизнь очень разноплановая: вы играете в кино и театре, озвучили и дублировали множество картин. Чем вы больше всего любите заниматься в профессии, какие аспекты вам особенно интересны?

— Я всё люблю, если бы не любила — то не занималась бы этим. Я очень люблю дубляж: когда играет прекрасная, великая артистка — нужно соответствовать её уровню, «попасть» в эмоции, уловить настроение и передать его. Это невероятно интересно.

Театр, я считаю, — основа всех наших актёрских дел. Потому что это и постоянная тренировка, и непосредственная связь со зрителем. Ты чувствуешь зал и понимаешь, как зрители реагируют на происходящее на сцене сегодня. А если что-то не получилось — в следующем спектакле можно сыграть иначе.

Анна Каменкова Legion-Media

Кино даёт популярность — хотя я не могу смотреть на себя на экране, никогда не смотрю. И потом, в кино есть возможность абсолютного приближения к истине: если ты бежишь по полю — то ты действительно бежишь по полю, если прыгаешь в воду — то прыгаешь в воду, без вопросов. В театре это невозможно.

А когда хорошо разработана история, написан достойный сценарий, на площадке работают хороший режиссёр, оператор, и другие члены группы — это, конечно, высший класс.

Ранее на эту тему: «Люди меня помнят только за добрые роли в хороших фильмах»: 85 лет назад родился Михаил Кононов«Крепость не пала: она просто истекла кровью»: на ММКФ состоялась премьера фильма «В списках не значился»«Потрясти и взволновать историей»: в «Современнике» поставили спектакль «Ковчег» по дневнику Анны Франк  

RT на русском RT на русском

09:07
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025