Реставраторы Эрмитажа раскрыли секрет, кто скрывается под одним из самых интригующих полотен 16 века
Еле слышно напевая, ватным тампоном реставратор деловито счищает налет четырех веков.
«Картина состоит из трех кусков, и автор первоначально написал вот эту часть, а потом, в дальнейшем, он приставил еще нижнюю часть», – рассказывает художник-реставратор Реставрационно-хранительского центра Государственного Эрмитажа Сергей Киселев.
Картину Тициан писал в условиях, знакомых нашим современникам. 1576 год. В Венеции бушует чума, у Тициана – строгая самоизоляция.
«Тициан, которому на тот момент исполнилось, примерно, мы не знаем, когда он родился, ему было 87 лет, то ест, это – человек, который понимал, что он подошел к рубежу своей жизни», – говорит ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Ирина Артемьева.
Любой выход из дома за новым холстом для мастера или его семьи мог оказаться фатальным. Святого, за неимением свободного холста, Тициан писал поверх другой картины.
Рентген показал – под Себастьяном скрывается Иисус.
«Он использовал холст, на котором был изображен «Динарий Кесаря», но, не имея картины, которая была уже ранее написана автором и хранится в Лондонской галерее, было бы трудно сделать прорисовку», – продолжает Сергей Киселев.
Казненный римский легионер, объясняют искусствоведы, во время чумы – самый очевидный сюжет: своеобразная мольба о помощи.
«Это – такой вативный образ от Тициана и его семьи, обращение к святому Себастьяну, защитнику от чумы. Это – его личное, это – его молитва, если хотите», – объясняет Ирина Артемьева.
Картина, написанная 87-летним художником в 16 веке, опередила время на целых триста лет. Приемы, которые Тициан использовал в Себастьяне, стали образцом для французских импрессионистов.
«Мы видим всю эту воздушную атмосферу, эти клубы дыма, облаков, эти отсветы заката, пламени костра, все это отражается на теле Себастьяна», – продолжает Ирина Артемьева.
В Россию «Святой Себастьян» прибыл в 19 веке. Тициана Николай первый купил оптом. Невзирая на цену.
«Это – единственная покупка в 19 веке целой галереи, потому что до того, так приобретала картины только его бабушка Екатерина вторая. Он купил галерею, не выбирая из нее картины, за нее было заплачено 500 тысяч франков», – говорит Ирина Артемьева.
Вместе с одним из последних в Эрмитаже хранится первое монументальное полотно Тициана – «Бегство в Египет». Эти работы уже больше ста лет – в публичном доступе.
«Картина – сложная, старая, очень много реставраций на ней пройдено, сделано, толстый слой лаков, всевозможных, которые потемнели», – констатирует Сергей Киселев.
Реставрацию мастера Эрмитажа обещают закончить в следующем году. Кстати, вопреки надеждам Святой Себастьян семейство Тицианов от чумы не спас. Черная смерть унесла жизни художника и его сына. Из-за этого картина так и осталась незаконченной.