«Рок-звезда Витя высота»: фестиваль «Царь-Сказка» завершился квартирником

«Рок-звезда Витя высота»: фестиваль «Царь-Сказка» завершился квартирником

«‎Витя + Рыба» — это вдохновляющая история о первых шагах мальчика Вити на пути в мир творчества. Изначально, постановка Анны Морозовой создавалась как лабораторный эскиз в рамках фестиваля «‎ЭХО БДФ Поморье». Автором пьесы выступил архангельский драматург Дмитрий Тарасов. Спектакль стал первой премьерой Архангельского театра драмы в 2025 году, и сразу попал в программу 18 Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка».

Театр начинается с вешалки, а постановка Анны Морозовой и Архангельского театра драмы — с занавеса из бус и с ковра под ногами. Это первое, что видит зритель, когда входит в зал. Во всяком случае, он думает, что оказался в зрительном зале. Формально так и есть. До тех пор, пока в глаза не бросаются декорации — квартира конца 1970-х-начала 1980-х годов со всем антуражем того времени.

На сцене новгородского театра «‎Малый» четыре актера — Артур Чемакин, Константин Мокров, Николай Варенцов и Екатерина Калинина — приветствуют зрителя на своем квартирнике. Они рассказывают, что это такое, какие его обязательные атрибуты и почему они так важны в контексте истории, которую актеры собираются рассказать.

Формат квартирника выбран не случайно — а как иначе рассказать о судьбе рок-звезды на его языке? С первых же минут зрителей приглашают стать частью всей истории о мальчике Вите. Сначала они вместе с актерами поют под гитару хиты 80-х, потом угощаются огурцами (ведь еда — это обязательный признак квартирника), а затем и вовсе помогают Рыбе (Константин Мокров) убедить Витю (Артур Чемакин), что в мире совсем мало песен про звезду по имени Солнце и ему обязательно нужна хотя бы одна!

По ходу действия актеры, по их же словам, на основе биографии Виктора Цоя делятся со зрителями и гостями фестиваля инструкцией «‎Как стать звездой». К слову, авторы постановки специально подчеркивают, что спектакль — это не автобиографическая история о реальном человеке, а сюжет никакого отношения к реальности не имеет, все совпадения случайны. Добро пожаловать на урок, на котором в качестве доски — кусок порванных обоев, а вместо исторических заметок — остановка в воспоминаниях.

Рок-звезда Витя Высота (так переводится фамилия Цой и такой творческий псевдоним придумывают по ходу спектакля герою) рождается всего за час прямо на глазах у зрителей. Рождается и становится великим, несмотря на неумение играть на гитаре, семейные передряги, хулиганство и высказывания критиков, которые ассоциируются у него с электрическим стулом.

Актеры сами играют на гитарах и поют. В спектакле звучит более десятка композиций. Какие-то из них вообще не существуют за пределами спектакля, а какие-то — принадлежат культовым музыкальным исполнителям эпохи. К примеру, группе «‎Кино», с которой спектакль, если верить создателям, не имеет ничего общего.

Особенно остро врезается в память концовка. О том, как быстро Витя и его друг Рыба набирают популярность, говорит их первый (в то же время, один из многих следующих) концерт. Под знаменитые два аккорда два друга исполняют мэшап самых культовых песен репертуара группы «‎Кино». Уже настоящей. А финальные аплодисменты спектаклю превращаются в заключительный финал и всего фестиваля, когда публика вместе с архангельскими и новгородскими актерами поют Цоя.

После квартирника пресс-центр фестиваля пообщался с Артуром Чемакиным — исполнителем главной роли в спектакле. О том как появился хит про «‎Васю, диско и сосиски», чем игра квартирника в камерном пространстве отличается от больших залов и как реагирует зритель на нестандартный формат спектакля — в нашем интервью.

— Мы рады вас видеть на «‎Царь-Сказке», хоть вы и стали нашим завершающим праздник спектаклем. Как добрались?

— Тяжело. В Санкт-Петербурге вчера перекрыли небо. И мы, в общем, весь день добирались. Должны были приехать пораньше. Очень хотели посмотреть Великий Новгород днем. Но, видимо, сейчас в темноте и посмотрим!

— Скажите, как родилась пьеса? Она писалась специально для вашего театра или прошла какой-то отбор?

— Вообще, сначала это была лабораторная работа Дмитрия Тарасова. Он подал заявку в театр. И потом эта пьеса в нашем театре превратилась в спектакль, который вы сегодня видели.

— ‌А идея сделать такой мэшап в конце — это тоже идея Дмитрия?

— Нет, на самом деле, в оригинале был другой вариант концовки. Как мне кажется, более интересный. В той версии в конце мы расписывали вот эту стену, которая является частью декораций. Каждый зритель подходил и писал что-то на стене, оставлял след в этой обстановке. Режиссер решила переделать. Но, все равно, вышло неплохо.

— ‌Как создавался хит про Васю, диско и сосиски?

— Это режиссер придумала. Не помню точно, но по-моему, изначально в пьесе этого не было. На самом деле, она придумывала некоторые песни прямо на ходу. Например, «‎Угли» она сделала буквально за пять минут, пока мы ходили на перерыв.

— ‌Вы с гитарой, как многие играющие актеры, с самого детства, или пришлось специально учиться именно для спектакля?

— Я самоучка. В этом мы с моим персонажем очень похожи. Как я со сцены говорил, что не умею играть, так на самом деле и в жизни. Когда была вот та лабораторная работа, о которой я упомянул. Мы за семь дней выучили две-три песни из тех, которые сейчас играли.

— ‌Что оказалось для вас лично самым сложным в работе над постановкой?

— Да, наверное, как раз выучить все эти песни. И у меня в принципе нет никакого концертного опыта. Я с гитарой не выступаю и не пою. Поэтому для меня этот момент — дополнительное переживание. Не сбиться, не налажать с инструментом, совладать с руками и головой. Еще и спеть при этом.

— На протяжении всего фестиваля после спектаклей мы общались с разными актерами, режиссерами, драматургами. И каждый раз обсуждение восприятия зрителем спектакля сводится к одной мысли: каждый, посмотрев, видит в постановке что-то свое. Вопрос такой: чем «‎Витя + Рыба» стал для вас?

— Я люблю этого музыканта, поэтому для меня это очень приятно — побывать в этом контексте, сыграть в этом спектакле. По сути, это — не биографический спектакль. Но тем не менее, мне понравилось, что я могу прикоснуться к этой личности, что-то почувствовать, спеть его песни. Хотя бы просто погрузиться в атмосферу.

— А что почувствовалось, когда прикоснулись?

—  Грусть какая-то в конце спектакля ощущается. Иногда. Как и у всех, наверное.

— У вас в театре вы играете этот спектакль также на большой сцене, или он у вас более камерный?

— Он камерный. Но из всех мест, в которые мы привозили спектакль, вот этот зал, зал «‎Малого» театра — он самый приятный и комфортный. Здесь легче передать и почувствовать эту атмосферу.

Мы показывали спектакль у себя в Северодвинске, недалеко от Архангельска. Там в театре первый ряд был в пяти метрах от нас и визуально зал уходил далеко-далеко. Мы вообще не видели людей на последних рядах. И это очень странно играть и не понимать — а что вообще там происходит, какая там реакция…

— Чем отличается этот спектакль в вашем театре от других ваших ролей?

— Пожалуй, атмосферой. Это ведь как бы квартирник. Мы должны создать его ощущение. Еще и самим не всегда получается его прочувствовать. Не всегда получается от зрителей получить достаточно эмоций. Кроме «‎Витя + Рыба» у нас таких спектаклей, в которых надо было бы какую-то общность до конца спектакля выстраивать и держать, пожалуй, нет в репертуаре.

— Скажите, а реакция зала сегодня чем-то отличалась от той реакции, которую вы получаете у себя дома? Или все было как обычно?

— Всегда очень по-разному. Иногда, чувствуется, что зал сидит с настроением «что вы нам показываете?» Но, в принципе, с этим может ведь столкнуться любой спектакль. Всегда по-разному. Сегодня очень прям здорово было, спасибо большое! Это очень приятно!

— А были ли сегодня моменты, когда вы ожидали, что реакция будет, а ее не было? Или наоборот — ожидали, что не будет, а она была.

— Да, скорее наоборот! Был момент, когда Рыба (Константин Мокров) поет песню, а я ее заканчиваю: «‎сердца». Мы уже привыкли, что на это не реагируют. А здесь среагировали. Вот это было неожиданно. Но специально мы никогда не ждем реакций.

— Расскажете нам, какую музыку вы слушаете, какая вам нравится? Ну, кроме Цоя.

— Мне совсем не нравится слово меломан. Но мне прям все нравится слушать. Я ходил в школу электронной музыки, поэтому у меня, наверное, выделяющееся предпочтение — электронщина. А так я не могу назвать себя рэпером или рокером. Мне много чего нравится.

— А что в последнее время на репите?

— Знаете, сразу все музыканты из головы вылетели. Наверное, Queen и композитор Эстас Тонне. Он не поет, просто на гитаре играет.

«Витя + Рыба» завершил фестивальный полет «‎Царь-Сказку», и для зрителей фестиваль прощается на два года. Но он обещает вернуться с новыми спектаклями и яркими проектами.

Автор: Валерия Клюйкова.

Фото: Марина Воробьёва.

← В национальном парке «Валдайский» спасли лосёнка  

53 новости 53 новости

04:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025