Сергей Кравцов рассказал о развитии взаимодействия со странами СНГ в сфере образования в рамках «правительственного часа» в Госдуме
Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов выступил в Государственной Думе в рамках «правительственного часа», посвященного развитию сотрудничества со странами СНГ в гуманитарной сфере и укреплению общих традиционных духовно-нравственных ценностей.
В заседании также приняли участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Алексей Оверчук, Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Шадаев, руководитель Россотрудничества Евгений Примаков, Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин, главы и представители профильных комитетов.
Глава Минпросвещения России подчеркнул, что ключевыми направлениями сотрудничества со странами – участниками СНГ в сфере образования являются гуманитарные проекты, поставка учебной литературы, развитие инфраструктуры, обмен опытом и другие инициативы.
Так, для продвижения русского языка, объединяющего жителей стран СНГ, реализуется ряд гуманитарных проектов. Среди них – флагманская программа «Российский учитель за рубежом», число педагогов – участников которой с 2017 года увеличилось в 17 раз и к концу 2025 года превысит 500 специалистов. Расширяется и география проекта: теперь российские учителя работают не только в Таджикистане, но и в школах Узбекистана и Киргизии.
Наряду с этим в Узбекистане Минпросвещения России уже четыре года реализует проекты «Класс!» и «Малыш» для школ и детских садов. В их рамках повышение квалификации прошли порядка 9 тыс. местных учителей, разработано около 300 телеуроков, более 70 российских методистов работают в республике, протестированы свыше 1,5 тыс. руководителей детских садов, обучены более 2 тыс. специалистов. Также успешно развивается проект «Сила ума», направленный на поддержку физико-математического образования. Он охватывает свыше 3 тыс. школьников из Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Молдавии и Абхазии.
«Мы работаем над созданием за рубежом образовательной инфраструктуры с обучением на русском языке. Пользуется популярностью российско-туркменская школа, прорабатываем строительство нового корпуса для начальных классов. Построили в Таджикистане пять совместных школ, конкурс на обучение превышает 90 человек на место. Приступили к строительству в Киргизии девяти совместных школ. С 2023 года формируем сеть центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку. В настоящее время в странах СНГ функционируют 16 таких центров, где за прошлый год прошли обучение свыше 4 тысяч иностранных граждан», – подчеркнул Сергей Кравцов.
Как отметил Министр, в Ташкенте успешно работает филиал РГПУ им. А.И. Герцена, где обучаются более 1 000 студентов. В нынешнем году запланировано начало строительства девяти школ в Киргизии, которые смогут принять свыше 11 тыс. учащихся. В Таджикистане возводится Центр для одаренных детей по модели российского Сириуса на 500 мест, ввод которого в эксплуатацию намечен на 2027 год.
Особое внимание уделяется обеспечению школ учебной литературой. Отвечая на вопросы депутатов, Сергей Кравцов отметил, что в Таджикистан уже передано около 400 тыс. учебников по русскому языку, в этом году планируется поставить дополнительно 800 тыс. В Абхазию и Южную Осетию направлено более 340 тыс. учебников. Для Узбекистана разработана новая линейка учебников по русскому языку, которыми пользуются более 6 млн школьников.
Для обеспечения непрерывного образовательного и просветительского процесса в странах СНГ совместно с АНО «Евразия» создана Евразийская ассоциация поддержки русского языка, разрабатывается типовой проект «Евразийский лицей» – сеть передовых школ, работающих по российским и национальным стандартам, продолжается обмен опытом среди педагогов.
Глава Минпросвещения России добавил, что совместно с Киргизией будет организована межгосударственная рабочая группа для обсуждения внедрения единого образовательного пространства России и Киргизии, будут предложены контуры этой платформы для привлечения стран ЕАЭС и других государств. Сергей Кравцов сообщил, что ведомство уже подготовило наработки по созданию образовательного пространства двух государств.
Министр просвещения обратил внимание, что в учебниках истории стран СНГ встречаются несоответствия принципам историзма и объективности. Он отметил, что ведется работа с профильными министрами этих государств по согласованию подходов к трактовке общего исторического прошлого.
«Мы вместе строим единое образовательное, культурное и ментальное пространство, а вместе с этим и будущее континента Евразии, где все друг друга понимают и нацелены на добрососедство», – подчеркнул Сергей Кравцов.
Кроме того, развиваются новые форматы взаимодействия – проводятся семинары «ПРОдиалог» с участием руководителей и экспертов системы образования, а также Форум министров образования «Формируя будущее» в Казани, который ежегодно собирает делегации из более чем 40 стран. С 2023 года более 2,5 тыс. ребят из стран СНГ побывали в российских детских центрах «Артек», «Орленок», «Смена». Расширяется сотрудничество и в сфере СПО: студенты колледжей из стран СНГ ежегодно принимают участие в чемпионатах профессионального мастерства.