Сергей Собянин открыл трамвайное депо имени Апакова после реконструкции

Сергей Собянин открыл трамвайное депо имени Апакова после реконструкции

Сергей Собянин открыл трамвайное депо имени П.Л. Апакова после завершения комплексной реконструкции. Он сообщил, что в столице идет возрождение московского трамвая. До 2030 года реконструируют все городские депо.

«Первая ласточка — депо Апакова, старейшее из действующих в Москве трамвайных депо. Оно сделано уже на современном уровне. Я думаю, будет удобно работать и работникам депо, и, конечно, москвичи будут получать качественную технику, отремонтированную, хорошо помытую. В целом производительность труда здесь увеличилась более чем в два раза. Ну и, я уверен, что до 2030 года все трамвайные депо будут реконструированы», — сказал Сергей Собянин.

Он добавил, что ранее планировалось снести старейшее депо Москвы и построить на его месте жилой квартал, но это решение отменили.

По словам Сергея Собянина, город уже реконструировал 96 процентов путей и обновил 97 процентов подвижного состава. На линии выходят в большинстве своем современные вагоны.

«С учетом того, что трамваи становятся все более востребованы, мы приняли решение и о расширении трамвайных путей и практически ежегодно запускаем новые трамвайные участки, новые линии, восстанавливаем старые и строим новые. Так что у трамвая большое будущее», — добавил Мэр Москвы.

Он подчеркнул, что открытие трамвайного депо имени П.Л. Апакова после реконструкции — радостное событие для всех горожан, которые любят московский трамвай. С каждым годом таких людей становится все больше.

«В прошлом году количество пассажиров на московских трамваях увеличилось аж на 20 процентов. Это, конечно, результат совместной работы, огромной работы и строителей, и путейцев, и тех, кто работает на линии», — отметил Сергей Собянин.

Елена Сергеева, водитель-инструктор, поблагодарила Мэра Москвы за заботу о сотрудниках депо и московском трамвае.

«Мы получили новое, светлое, современное депо. Трамвай является старейшим видом рельсового транспорта. Нам исполнилось 126 лет. Москвичи и гости столицы с удовольствием ездят на наших трамваях, которые являются очень комфортными на сегодняшний день», — сказала она.

В субботу, 19 апреля, в столице пройдет традиционный парад трамваев. Мэр Москвы пригласил всех желающих увидеть, как развивался этот легендарный вид городского транспорта.

Старейшее предприятие городского электрического транспорта Москвы

«Депо — легендарное. Больше 115 лет оно обслуживает популярнейшие маршруты Москвы. Автор проекта главного здания — Владимир Шухов, который применил при строительстве самые современные на тот момент инженерные решения. Имя вагоновожатого Петра Апакова парк получил в 1923 году. В середине 2000-х его хотели снести, но мы эти планы отменили, решив полностью обновить старейшее действующее трамвайное депо», — написал Мэр Москвы в своем телеграм-канале.

Источник: телеграм-канал Сергея Собянина @mos_sobyanin 

Первый трамвайный парк для электрических вагонов был открыт в Москве на Башиловке в 1899 году, закрыли его в 1966-м. История еще одного депо началась летом 1909 года, когда на улице Шаболовке построили Замоскворецкий трамвайный парк, занимавший более двух гектаров. Сегодня депо имени П.Л. Апакова является старейшим действующим предприятием городского электрического транспорта Москвы.

Автором проекта главного здания (производственный корпус) был инженер Владимир Шухов, применивший самые современные на тот момент решения, в том числе паро-воздушное отопление с котлами ланкаширской системы и оригинальное утепление кровли с помощью пробковой плитки. Парк имел собственную котельную, мастерскую (кузница), столовую и жилой дом для сотрудников, выходивший на Мытную улицу. На его базе работало фабрично-заводское училище, где юные мастера изучали слесарное и токарное дело.

В 1923-м трамвайному парку присвоили имя вагоновожатого Петра Апакова (1887–1919) — активного участника событий Октябрьской революции 1917 года. В 1932-м все трамвайные парки столицы переименовали в депо. С тех пор предприятие называют трамвайным депо имени П.Л. Апакова.

После окончания Великой Отечественной войны депо стало основным испытательным центром трамвайной техники на территории СССР. Именно здесь тестировали экспериментальные вагоны Рижского вагоностроительного завода и чехословацкого предприятия «ЧКД Прага» (серии вагонов Tatra).

В 1960-е годы комплекс зданий депо капитально отремонтировали. В результате здесь создали электроаппаратную мастерскую, новые зоны для ремонта и испытательные станции. На протяжении почти 100 лет депо имени П.Л. Апакова обслуживало популярнейшие трамвайные маршруты Москвы.

В середине 2000-х годов рассматривалась возможность реорганизации территории депо, которая предполагала снос исторических строений и строительство на их месте жилых домов, офисных зданий, а также торгово-развлекательного комплекса. Планировалось, что вагоны в ночное время будут размещать на улице под открытым небом.

В сентябре 2011 года благодаря Сергею Собянину было решено отказаться от этих планов и сохранить старейшее депо Москвы, а также продолжить развитие трамвайного движения в столице. К моменту начала модернизации депо обслуживало подвижной состав маршрутов, которыми ежедневно пользовались 72 тысячи пассажиров.

Комплексная модернизация депо имени П.Л. Апакова

Для обновления инфраструктуры и создания условий для обслуживания современных низкопольных вагонов в конце 2021-го началась комплексная модернизация депо имени П.Л. Апакова. Она заняла четыре года, трамвайное движения при этом не закрывали. Специалистам удалось сохранить объемно-планировочную структуру исторического комплекса общей площадью более 20 тысяч квадратных метров и архитектурно-художественное оформление фасадов главного здания.

«При этом кардинально поменялась схема движения внутри депо. До проведения работ трамваи заезжали в тупики задним ходом. Теперь же организован сквозной проезд для перемещения трамваев по принципу конвейера. Это позволило ускорить техническое обслуживание и мойку вагонов в два раза», — написал Сергей Собянин в своем телеграм-канале.

Источник: телеграм-канал Сергея Собянина @mos_sobyanin 

До проведения работ это было единственное депо в Москве, куда трамваи заезжали задним ходом, и по вечерам из них выстраивалась очередь на Шаболовке.

После модернизации схему движения внутри депо изменили, что позволило ускорить обслуживание вагонов. Теперь они перемещаются по принципу конвейера: организован сквозной проезд, то есть трамвай может заехать в депо с Шаболовки, пройти весь необходимый комплекс технического обслуживания (мойка, регулярный осмотр или плановый ремонт) и снова выехать на маршрут. Новая схема движения снизит нагрузку на прилегающие улицы за счет того, что все маневры теперь производятся на территории депо.

Для обслуживания вагонов нового поколения — современных низкопольных трамваев «Витязь-Москва» — оборудовано 29 канав шириной 4,3 метра каждая (ранее ширина канавы была равна трем метрам).

Мощности депо обеспечивают ночной отстой до 77 вагонов (48 трехсекционных и 29 односекционных) и текущий ремонт до 13 вагонов одновременно (ранее — около 100 односекционных вагонов и шесть вагонов соответственно), а также мойку до 12 вагонов в час (ранее — пять вагонов в час). В целом ремонтные мощности депо выросли более чем в два раза.

 

В ходе модернизации применялись уникальные технологии. В частности, специалисты уложили более 4,5 километра путей с применением композитных шпал из переработанных экологичных материалов. Установили современное очистное оборудование, позволяющее повторно использовать воду для мытья составов. Также появилась функция принудительной сушки вагонов, что позволяет подавать их под посадку сразу после помывки.

В обновленном депо создали комфортные условия для более 400 сотрудников. До конца 2025-го в рамках второго этапа работ планируется завершить реставрацию выявленного объекта культурного наследия — двухэтажного административного корпуса, построенного в 1910 году по проекту архитектора Михаила Глейнинга. В здании разместят столовую, медицинский кабинет, комнату отдыха для сотрудников и пункт диспетчера.

Обновленное депо имени П.Л. Апакова продолжит обслуживать шесть трамвайных маршрутов: № 3 «Метро “Чертановская”» — «Метро “Чистые пруды”», № 14 «Метро “Университет”» — «Метро “Октябрьская”», № 26 «Метро “Университет”» — «Метро “Октябрьская”», № 38 «Черемушки» — «ДК “Компрессор”», № 39 «Метро “Университет”» — «Метро “Чистые пруды”» и № 47 «Нагатино» — «Метро “Октябрьская”». Они охватывают пять округов (ЦАО, ЮЗАО, ЮАО, ЮВАО и ВАО) и 15 районов Москвы.

Ежедневно по этим маршрутам совершается свыше 140 тысяч поездок. Ожидается, что к 2030 году пассажиропоток вырастет в 1,5 раза и составит около 220 тысяч человек в сутки.

В преддверии открытия депо имени П.Л. Апакова провели комплексное благоустройство улицы Шаболовка и 1-го Донского проезда. Общая площадь работ составила 10 гектаров. Помимо замены 20 тысяч квадратных метров дорожного полотна, установки 192 опор освещения и шести новых светофоров, обновили два километра трамвайных путей и восемь остановок. Для пассажиров оборудовали приподнятые посадочные платформы и современные павильоны. Благодаря этому поездки на трамвае станут безопаснее, надежнее и быстрее, а для маломобильных граждан будет обеспечен необходимый уровень комфорта.

Программа модернизации трамвайных депо

Подвижной состав трамвайной сети Москвы обслуживается в шести трамвайных депо. Это два старейших депо — Лефортовское (бывший трамвайно-ремонтный завод) и депо имени П.Л. Апакова на Шаболовке (с 1909 года), а также депо имени И.В. Русакова на Русаковской набережной (с 1912 года), Октябрьское депо на Большой Калитниковской улице (с 1927 года), депо имени Н.Э. Баумана на Сельскохозяйственной улице (с 1933 года) и Краснопресненское депо (с 2002 года).

Сергей Собянин принял решение провести модернизацию всех трамвайных депо. Первым стало депо имени П.Л. Апакова.

До 2030 года планируется реконструировать еще четыре депо, а также перепрофилировать бывший седьмой троллейбусный парк на Нагатинской улице в новое трамвайное депо — Нагатинское.

«В результате все депо будут соответствовать современным стандартам обслуживания вагонов последнего поколения. Еще в ближайших планах: расширение трамвайной сети Москвы, включая создание новой линии на проспекте Академика Сахарова и восстановление трамвайной линии на Трифоновской улице; запуск регулярного беспилотного движения трамваев; поставка в депо имени Апакова еще около 100 новых современных трамваев, все они будут обслуживаться по контракту жизненного цикла сроком на 30 лет. Это позволит полностью обновить парк на всей трамвайной сети города. Сегодня Москва является мировым лидером по темпам обновления трамвайного парка», — отметил Сергей Собянин в своем телеграм-канале.

Источник: телеграм-канал Сергея Собянина @mos_sobyanin 

Развитие трамвайной сети Москвы

Протяженность трамвайных путей в Москве (с учетом недавно открытой линии на улице Сергия Радонежского) составляет почти 430 километров, из них более 80 процентов отделены от автомобильных дорог или находятся на обособленном полотне.

Трамвайная сеть охватывает 86 районов — вблизи остановок проживают более 5,5 миллиона человек.

В городе действуют 35 маршрутов (свыше 850 остановок), по которым ежедневно совершается более 730 тысяч поездок. По сравнению с 2023 годом пассажиропоток вырос на 20 процентов. В декабре 2024-го был установлен рекорд (с 2020 года) — свыше 750 тысяч поездок в сутки. Среди наиболее популярных маршрутов — № 17 «Медведково» — «Останкино» (свыше 48 тысяч поездок в рабочий день), № 6 «Братцево» — «Метро ‟Сокол”» (38 тысяч), № 12 «Восточное Измайлово» — «Дубровка» (более 33 тысяч).

В парке государственного унитарного предприятия «Московский метрополитен» находится около 550 вагонов, включая более 500 современных низкопольных трамваев российского производства (одно- и трехсекционные), закупленных в последние годы (2017–2022). Все они обслуживаются по контракту жизненного цикла: в течение 30 лет сервисная компания отвечает за техническую исправность вагонов. Парк обновлен на 97 процентов, а средний возраст подвижного состава не превышает шести лет. Это лучший показатель не только в России, но и среди всех мегаполисов мира.

Работу трамвайной сети Москвы обеспечивают около трех тысяч специалистов, в том числе около двух тысяч водителей, из которых примерно 50 процентов — женщины.

В рамках принятой Сергеем Собяниным стратегии развития московского транспорта продолжается активное развитие трамвайной сети. Так, на постоянной основе ведется масштабная работа по модернизации инфраструктуры и обновлению подвижного состава, при этом применяются самые современные и передовые технологии.

Начиная с 2010 года в столице реконструировали 96 процентов трамвайных путей. Применялись технологии, позволяющие уменьшить уровень шума при движении трамваев примерно на 30 процентов. Кроме того, по возможности проводилось обособление трамвайных путей, чтобы исключить движение по ним постороннего транспорта. В 2024 году в разных районах столицы обновили более 15 километров путей.

Обособление трамвайных путей позволило:

— на 20 процентов повысить скорость движения;

— на 20 процентов увеличить число пассажиров;

— в 2,5 раза сократить количество сбоев в движении трамваев;

— в 2,2 раза снизить время задержек движения.

Для удобства и повышения безопасности пассажиров остановки оборудуются приподнятыми посадочными платформами, которые располагаются на одном уровне с входом в трамвай. Они оборудованы пандусами и специальными защитными ограждениями, отделяющими их от проезжей части. Сегодня в городе оборудовано более 430 таких платформ, и их количество с каждым годом растет.

В планах на ближайшие годы — расширить трамвайную сеть, включая ввод в эксплуатацию новой линии на проспекте Академика Сахарова от Комсомольской площади до Чистопрудного бульвара (за счет этого нагрузка на станцию метро «Комсомольская» снизится на 10 процентов, а время в пути от площади трех вокзалов до Павелецкого вокзала на трамвае составит около 20 минут) и восстановление трамвайной линии на Трифоновской улице до Рижской площади. Новые линии позволят организовать дополнительные маршруты и увеличат популярность этого вида транспорта.

Низкопольные вагоны

Флагманом столичного трамвая и символом его современного развития является трехсекционная модель «Витязь-Москва». Уже закуплено 464 таких вагона. Благодаря им трамвай стал самым эффективным видом наземного городского транспорта с точки зрения провозной способности, уступающим только метро и Московским центральным диаметрам. Каждый трехсекционный трамвай может одновременно перевозить до 260 пассажиров — в три раза больше, чем обычный автобус. Один такой трамвай способен заменить на дороге до 200 личных автомобилей.

В современных трехсекционных трамваях — до 70 сидячих мест, есть система климат-контроля, мультимедийные экраны с полезной информацией, разъемы для зарядки мобильных устройств. Работает система адресного открытия дверей с помощью кнопки, что позволяет сохранять комфортную температуру в салоне в холодное время года. Новые трамваи имеют полностью низкий пол и адаптированы для проезда маломобильных пассажиров: в салоне обустроены места для размещения колясок и велосипедов.

Сегодня Москва является мировым лидером по темпам обновления трамвайного парка. В планах на 2025–2026 годы — поставка еще около 100 новых современных трамваев, которые поступят в реконструированное депо имени П.Л. Апакова. Это позволит полностью обновить парк не только на маршрутах, обслуживаемых в депо на Шаболовке, но и во всем городе. Таким образом, через несколько лет на улицах Москвы можно будет встретить исключительно современные низкопольные вагоны.

Они будут оборудованы специальными батареями для увеличенного автономного хода (4–7 километров), благодаря которым московские трамваи смогут проходить значительные расстояния без использования контактной сети. Уже в следующем году такие батареи начнет изготавливать новый завод по производству тяговых батарей в Красной Пахре.

Использование автономного хода позволит убрать контактную сеть на тех участках, где наличие проводов ухудшает вид памятников истории и архитектуры (например, в центре), а также снизит сроки строительства и затраты на модернизацию трамвайной инфраструктуры.

Путешествовать на трамвае: какие маршруты приведут к столичным достопримечательностямСимвол эпохи: Музей транспорта Москвы восстановил самый популярный в СССР трамвай

Запуск первого в России беспилотного трамвая

В 2023 году московский Центр исследования и разработки беспилотного транспорта приступил к практическому решению задачи организации движения самоуправляемых трамваев. Запуск первого в России беспилотного трамвая проводится в три этапа.

На первом этапе, который начался в мае 2024 года, проводились испытания таких транспортных средств на улицах города без пассажиров, с водителем и системой дублирования его действий. Система обеспечивала движение трамвая, но конечные решения оставались за человеком. На первом этапе машина проехала больше 800 километров по Москве по трассе маршрута № 10 («Метро “Щукинская”» — «Улица Кулакова»), ни разу не нарушив правила дорожного движения.

Первый этап успешно завершился, и в конце августа 2024 года начался второй. Все системы проверили: и сам трамвай, и программное обеспечение были полностью готовы к тестовым поездкам с пассажирами.

Проведение следующего этапа стало возможно после установления Правительством России в Москве экспериментального правового режима (ЭПР) для запуска беспилотного транспорта. Документ подготовило Министерство экономического развития Российской Федерации по предложению Московского метрополитена. Столица первой в стране инициировала принятие ЭПР для внедрения беспилотного городского транспорта.

На втором этапе такие машины выходят на маршрут как с пассажирами, так и без них. Система беспилотного вождения взяла на себя функции управления и принятия решений, а водитель страхует действия транспортного средства.

Трамвай курсирует по городу по специальному графику. В салоне есть большой экран для трансляции основных показателей работы различных систем. Он позволяет оценить, как трамвай видит окружающее пространство через систему машинного зрения.

На третьем, финальном этапе осенью 2025 года планируется обеспечить регулярное полностью беспилотное движение трамвая с пассажирами. При этом в салоне или кабине может находиться сотрудник для визуального наблюдения за движением или выполнения прочих функций без обязательного наличия прав управления.

Программное обеспечение для трамвая создают сотрудники Московского метрополитена без привлечения сторонних компаний. Беспилотная технология принадлежит Правительству Москвы. Столица России — город номер один в Европе по развитию беспилотных трамваев. Московская беспилотная разработка — уникальная для всего мира, при этом она работает надежнее и стабильнее зарубежных аналогов и способна с помощью искусственного интеллекта управлять трамваем в огромном мегаполисе.

Парад трамваев

Парады трамваев проходят в Москве ежегодно, начиная с 2014 года, и за это время стали для горожан уже доброй традицией. В прошлом году был установлен рекорд: впервые в столице состоялось сразу три парада трамваев: на Лесной улице, на Чистопрудном бульваре и в районе ВДНХ. В общей сложности их посетили более 500 тысяч человек.

В 2025 году парад состоится в субботу, 19 апреля. 11 ретровагонов проедут по новому маршруту — от улицы Шаболовки, через улицу Серпуховский Вал, мимо Даниловского рынка (метро «Тульская»), далее через Холодильный переулок до Даниловской мануфактуры (пересечение Варшавского шоссе и Новоданиловского проезда). Затем колонна вернется обратно на Шаболовку.

Впервые все желающие смогут посетить обновленное трамвайное депо имени П.Л. Апакова (улица Шаболовка, дом 9), где будет организована выставка ретровагонов — более 20 трамваев разных поколений — от самых первых серий до моделей, которые только недавно покинули столичные улицы.

Парад трамваев начнется в 11:30 на Шаболовке, а выставка ретровагонов будет работать с 12:30 до 17:00.

Помимо выставки, на территории депо пройдут выступления артистов проекта «Музыка в метро», академического хора Московского метрополитена и школы танцев Moscow Dancing Rebels, интерактивы с розыгрышами ценных призов и многое другое. В завершение дня состоится концерт Сергея Мазаева и группы «Моральный кодекс».

Более 500 тысяч человек посетили парады трамваев в Москве в 2024 году

 

 

Официальный портал Мэра и Правительства Москвы Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

02:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025