СМИ: Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Объединенная компания Wildberries & Russ (ООО «РВБ») приобрела одного из крупнейших туроператоров России — Fun&Sun (ранее TUI Россия) у структур «Севергрупп» Алексея Мордашова. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на источники, близкие к сделке.
По словам одного из собеседников издания, сделка «уже давно закрыта». В ЕГРЮЛ изменения пока не отражены, однако известно, что сумма покупки составила «не менее чем 15–16 млрд рублей», что эквивалентно примерно $200 млн. При этом стоимость всего бизнеса с учетом долговых обязательств оценивается в 50–60 млрд рублей, отметил руководитель департамента М&А BGP Capital Иван Пешков.
Fun&Sun, основанная в 2009 году как совместное предприятие «Севергрупп» и TUI Group, входит в топ-3 российских туроператоров по взносам в фонд персональной ответственности, по данным ассоциации «Турпомощь». В 2024 году выручка компании составила 104,4 млрд рублей (+46,2% к прошлому году), чистая прибыль — 4,9 млрд рублей против убытка годом ранее.
Wildberries & Russ, созданная в 2024 году (доли: Wildberries — 65%, Russ — 35%), активно расширяет бизнес в смежных секторах. В последние месяцы компания приобрела аэропорт Магаса в Ингушетии, получила в залог 100% сети «Рив Гош» и стала участником приватизации почтового оператора UzPost в Узбекистане. Летом 2025 года РВБ зарегистрировала дочернюю структуру «РВБ Трэвел», специализирующуюся на туристических услугах.
По мнению экспертов, приобретение Fun&Sun демонстрирует стратегию маркетплейса по усилению позиций в тревел-сегменте, где он пока уступает конкурентам — Ozon и «Яндексу».
«Стремление компании Татьяны Ким двигаться в этом направлении выглядит логичным», — отметил генеральный директор «INFOLine-аналитики» Михаил Бурмистров.
Использование технологий анализа данных поможет маркетплейсу точнее формировать туристические предложения. «Речь идет о технологии look-alike, при которой система определяет пользователей, схожих по поведению с уже существующими клиентами», — пояснил Иван Пешков. Выход в туристический бизнес также может усилить направление кредитования в «Вайлдберриз Банке», увеличив выдачу кредитов на покупку туров. Однако, как отмечают участники рынка, активная ценовая политика маркетплейса может снизить маржинальность франчайзинговой сети Fun&Sun.
Ранее неделя скидок на туры Fun&Sun на сайте маркетплейса уже вызвала негативную реакцию у агентств, несмотря на заверения главы туроператора о том, что сотрудничество выгодно всем. Кроме того, в компании настаивали на формулировке «стратегическое партнерство», не комментируя напрямую сделку. Туристическая розница даже решила объединиться, чтобы выработать новые правила игры на рынке.
Гостиницы юга России в этом году недосчитались гостей. Проблема и в ценах, и в недостаточной маркетинговой активности. Благодаря укрепившемуся рублю, хорошим предложениям со стороны Египта, ОАЭ туристы переориентировались на выезд. Сделали ли отельеры вывод из ситуации, чего ждать рынку в следующем сезоне, эксперт рассказал в эфире открытия онлайн-выставки «Знай наше: зима 25/26».
«Многие объекты юга России в этом году переоценили себя, учитывая успешный сезон 2024-го. Еще прошлой осенью туристы и туркомпании, глядя на цены, удивлялись: «а вы вообще куда»? Весной объекты были вынуждены существенно снизить стоимость размещения, но нарастить турпоток это не помогло», — рассказал глава правления ассоциации отельеров АМОС Дмитрий Богданов.
По его словам, оказалось, что мало понизить цены. «Мы видим, что продажи через агрегаторов растут — они бьются за долю рынка, готовы вкладываться, брать на себя поток. Но должной маркетинговой активности со стороны самих объектов, туроператоров было меньше. В итоге мы видим спад и по авиаперевозкам, и по данным Travelline, но итоговые цифры появятся лишь в конце года», — отметил эксперт.
Часть туристов, по его словам, ушла в самостоятельное бронирование, выбирая не отели, а квартиры. «Я на днях был на Кавминводах. Коллеги говорят о колоссальной конкуренции с апартаментами, например, в Кисловодске. При этом рынок апартаментов для туризма не виден и никак не контролируется», — подчеркнул Дмитрий Богданов.
Еще один момент, связанный со статистикой: даже если число туристов, приезжающих в регион, увеличивается, то количество ночей, которые они проводят в отелях, сокращается.
Несмотря на неудачный сезон, отельеры не могут не поднимать цены: гостиничная инфляция выше, чем общая по стране. Соответственно, можно ждать недозагрузки и в следующем году. «Судя по прогнозам Центробанка, по прогнозам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования при правительстве России, экономику будет трясти. Этот фактор я бы точно не сбрасывал со счетов. Непросто будет и в 2027 году», — пояснил Дмитрий Богданов.
При этом в Сочи открываются новые отели — в этом году заработали Mantera Supreme, Marine Garden Sochi, Grand Cascade. Но, как подчеркнул эксперт, если в высокий сезон туристов достаточно, то по его краям и в межсезонье отелям приходится биться за гостей. В следующем сезоне тоже планируются новые открытия, но явно, что 9 месяцев в году туристов на всех не будет хватать. Аналогичная ситуация складывается в сегменте гостиниц 4*, 3*.
Выход, по мнению эксперта, в работе отельеров с турагентами и туроператорами. По крайней мере, это поможет увеличить число гостей и в межсезонье. «Я не вижу ни одного хорошего примера круглогодичной загрузки у гостиниц, которые не сотрудничают с B2B-сегментом», — подчеркнул эксперт. И отельерам, и профессиональным ассоциациям нужно работать именно в этом направлении, заключил Дмитрий Богданов.