Собянин объявил о начале обновления поездов на Ярославском направлении МЖД
Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги» («РЖД») Олег Белозеров дали старт обновлению подвижного состава на Ярославском направлении Московской железной дороги (МЖД).
«Ярославское направление по количеству пассажиров среди пригородного сообщения — номер один и в Москве, и в стране в целом. За последние годы проведена очень большая работа по улучшению интенсивности движения, построены вместе с “Российскими железными дорогами” дополнительные магистральные пути, которые обеспечили сокращение интервала на треть, соответственно, увеличилось количество пассажирских мест и выросла надежность работы. Построили транспортно-пересадочный узел здесь, в Ростокине, можно пересесть с Ярославского направления на Московское центральное кольцо. Ну и, пришло время обновления подвижного состава, потому что интенсивность, загруженность очень высокая. Что дает новый подвижной состав? Ну, конечно, новый комфорт передвижения, скорость и количество пассажирских мест увеличатся примерно на 20 процентов, что в значительной степени разгрузит эту линию и сделает ее более комфортной», — сказал Мэр Москвы.Сергей Собянин также поблагодарил Центральную пригородную пассажирскую компанию и ОАО «РЖД» за участие в проекте. Благодаря его реализации через пять лет на Ярославском направлении будут ходить только самые современные поезда, в том числе «Иволга 4.0».
Генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров отметил, что 96 лет назад на Ярославском направлении запустили первый пригородный электротранспорт. По его словам, новый подвижной состав не только характеризует изменения, произошедшие за все это время, но и отличается от тех составов, которые были разработаны несколько лет назад, своей вместимостью и комфортом.
Кроме того, в рамках соглашения, подписанного компанией с Правительством Москвы на Петербургском международном экономическом форуме 2025 года, планируется провести комплексную модернизацию здания Ярославского вокзала с учетом новых стандартов столичного транспорта.
«Это хорошая традиция — по новым инфраструктурным элементам работать вместе. Соответственно, там ремонт начнется буквально после того, как закончится ремонт в здании Ленинградского вокзала. Это увеличит на 30 процентов возможность перевозки в пригороде», — отметил Олег Белозеров.Благодаря масштабному обновлению исторического здания Ярославского вокзала он станет одним из самых современных и комфортных в столице. Работы начнутся в 2026 году, после завершения обновления здания Ленинградского вокзала. Выполнить их планируется за 2,5 года.
В 2020 году на Ярославском направлении было завершено строительство пятого главного пути на участке Москва — Мытищи, четвертого главного пути на участке Мытищи — Пушкино, третьего главного пути на участке Мытищи — Болшево (частично).
На первом и втором путях участка Москва — Мытищи отменено полуторачасовое дневное окно.
В 2019 году была реконструирована станция Ростокино, что позволило создать крупный транспортный хаб с пересадкой на одноименную станцию Московского центрального кольца и наземный транспорт. Ежедневно пересадкой пользуется более 20 тысяч пассажиров.
В ближайшие годы планируется обновить четыре станции в границах Москвы (Лось, Лосиноостровская, Яуза, Маленковская).
Ярославское направление МЖД связывает девять районов Москвы и семь городов (Мытищи, Королев, Пушкино, Щелково и другие) Московской области с совокупным населением более 1,5 миллиона человек. Конечной станцией в Москве является Ярославский вокзал, который входит в крупнейший транспортный хаб столицы «Площадь трех вокзалов». Кроме того, в городе действует крупный транспортный узел «Ростокино», обеспечивающий пересадку на Московское центральное кольцо.
Сейчас на Ярославском направлении пассажиров перевозят 92 состава, укомплектованные вагонами прошлых поколений, средний возраст которых превышает 17 лет.
Для обновления подвижного состава флагманским поездом была выбрана наиболее современная модель «Иволга 4.0». В ней промежуточные вагоны оснащены тремя дверями, что радикально ускоряет посадку и высадку пассажиров.
Это критически важно для Ярославского направления, где в часы пик поезда следуют со средним интервалом 6,5 минуты. Таким образом, по сравнению с 2012 годом средний интервал движения сократился почти в полтора раза (ранее он составлял около 10 минут).
Среди других важных преимуществ новых поездов — увеличение вместимости на 20 процентов: с 2114 до 2533 пассажирских мест. Маршрутная скорость движения вырастет также на 20 процентов: с 130 до 160 километров в час.
Перед началом регулярных рейсов провели техническую обкатку пустых составов. Первая «Иволга 4.0» с пассажирами отправилась по Ярославскому направлению 30 июня 2025 года. Ожидается, что до конца 2025-го на маршруты выйдет 20 современных составов, из них 15 — поезда «Иволга 4.0». Всего до 2030 года будет поставлено 92 состава (более тысячи вагонов), благодаря чему удастся полностью обновить парк пригородных поездов на этом направлении и сократить средний возраст подвижного состава на территории Москвы и Московской области более чем в пять раз — до трех лет.
Обновление подвижного состава в Центральном транспортном узлеВ 2010 году основу парка подвижного состава в Центральном транспортном узле (ЦТУ) составляли устаревшие малокомфортные электрички. В них было жарко летом и холодно зимой, сиденья были неудобными, отсутствовали система навигации и шумоизоляция.
За минувший период совместными усилиями Правительства России, Правительства Москвы, Правительства Московской области, ОАО «РЖД» и компаний-перевозчиков закуплено около 450 составов, доля современных поездов выросла с пяти до 78 процентов. Темпы обновления подвижного состава Центрального транспортного узла являются самыми высокими в мире.
Новые поезда оснащены системами климат-контроля и обеззараживания воздуха, имеют понятную навигацию и оборудованы медиаэкранами, в них установлены эргономичные кресла и встроены зарядки для гаджетов. Составы движутся плавно, а уровень шума в вагонах снизился на 35 процентов.
Количество мест в новых поездах выросло в 1,5 раза. При этом благодаря современным креслам пассажиры имеют гораздо больше личного пространства, чем в старых составах.
Флагманской моделью Центрального транспортного узла по праву является «Иволга». Сегодня на линиях работает более 90 поездов моделей разных поколений. Треть из них — «Иволга 4.0». Ее основные отличия:
— есть третья дверь в промежуточных вагонах, что позволяет пассажирам быстрее заходить в поезд и высаживаться из него;
— двери шире на 15 процентов, благодаря чему посадка и высадка проходят быстрее и комфортнее;
— проход шире на 45 процентов — людям удобно передвигаться по поезду даже в часы пик;
— вагоны имеют повышенную вместимость — «Иволга 4.0» может перевозить почти на 100 пассажиров больше за счет наличия дополнительных накопительных площадок;
— изменился внешний вид поезда — фронтальная часть маски состава стала темнее и лаконичнее;
— новый интерьер — цвет подголовников и поручней стал ежевичным;
— удобное расположение кнопок открытия дверей — снаружи есть две кнопки по бокам от двери.
Обновление подвижного состава увеличило популярность Московских центральных диаметров, которые ежедневно перевозят до 1,5 миллиона пассажиров. Причем доля внутригородских поездок выросла почти в три раза и достигает 500 тысяч в сутки.
Кроме того, обновление подвижного состава ЦТУ играет ключевую роль в модернизации отечественного транспортного машиностроения. Последние годы именно Правительство Москвы формирует 75 процентов заказов отрасли (новые вагоны метро и пригородные поезда).
«Важно, что мы даем возможность развиваться транспортному машиностроению России. В последние годы Москва делает 75 процентов заказов на новые вагоны метро и пригородные поезда. “Иволга” на 97 процентов состоит из отечественных комплектующих, которые производят 600 предприятий по всей стране», — написал Сергей Собянин в своем телеграм-канале.Источник: телеграм-канал Сергея Собянина @mos_sobyanin
Еще более 30 поездов «Иволга 4.0» поставят в столицу до конца годаСобянин: Еще семь поездов «Иволга 4.0» вышли на МЦД-4 в апреле
Дальнейшие планыЦентральный транспортный узел — крупнейший железнодорожный узел России, охватывающий 11 субъектов Федерации: Москву, Московскую, Владимирскую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Рязанскую, Смоленскую, Тверскую, Тульскую и Ярославскую области. В регионах ЦТУ проживает примерно 31 миллион человек, осуществляется почти 75 процентов всех пригородных железнодорожных перевозок страны (они охватывают более двух миллионов пассажиров в сутки).
Развитие ЦТУ — совместная программа Правительства Российской Федерации, Правительства Москвы и ОАО «РЖД», целью которой является качественное улучшение железнодорожного сообщения между Московской агломерацией, областными центрами и крупными городами сопредельных регионов.
Программа рассчитана на период до 2035 года и среди прочих мероприятий предусматривает закупку около 100 современных составов.
Кроме того, на маршрутах Центрального транспортного узла внедряется принцип тактового движения, благодаря которому увеличилось количество пассажирских мест и стало проще планировать поездки. В перспективе комфортные поезда между Москвой и крупными городами ЦТУ будут ходить каждый час на протяжении всего дня.
Модернизация Ярославского вокзала20 июня 2025 года в рамках Петербургского международного экономического форума Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров утвердили планы модернизации Ярославского вокзала. Обновление будет проведено по стандартам московского транспорта — с упором на качество, доступность и заботу о каждом пассажире. Проектом будет заниматься Правительство Москвы.
Проект предусматривает интеграцию вокзала в единый транспортный каркас столицы, организацию новых выходов и входов на станции метро, замену инженерного оборудования, ремонт кровли и фасадов, создание дополнительного пространства для пассажиров.
В ходе модернизации будет отреставрирована историческая часть здания вокзала. Ключевые изменения коснутся его внутреннего пространства: вокзал станет современным и удобным для всех категорий пассажиров.
Возрастет пропускная способность пригородной зоны, а зона ожидания поездов увеличится вдвое. Особое внимание уделят созданию понятной навигации и удобных пересадок с одного вида транспорта на другой.
Ремонтные работы планируется начать в 2026-м, после завершения обновления Ленинградского вокзала. Реализация проекта рассчитана на 2,5 года.
Сергей Собянин рассказал о планах обновления Ярославского вокзала
Ярославский вокзал был выполнен по проекту Романа Кузьмина в 1862-м, а в 1902–1904 годах реконструирован по проекту Федора Шехтеля в неорусском стиле с элементами северного модерна. Он является одной из узнаваемых достопримечательностей столицы.
В настоящее время Ярославский вокзал — безусловный лидер по объемам пригородного движения в России и один из крупнейших вокзалов Европы по количеству пассажиров поездов пригородного сообщения. Отсюда составы отправляются в Монино, Мытищи, Пушкино, Сергиев Посад, Фрязино, Щелково, Александров и другие крупные города Московской и Владимирской областей.
После обновления Ярославский вокзал станет знаковым объектом Транссибирской магистрали — одной из главных транспортных артерий России.
Общая площадь вокзального комплекса составляет свыше 66 тысяч квадратных метров, в том числе здания вокзала — свыше 20 тысяч метров.
Вокзал входит в состав транспортного хаба «Площадь трех вокзалов», которым ежедневно пользуются около 350 тысяч пассажиров. Помимо трех центральных вокзалов (Ленинградский, Ярославский и Казанский), здесь объединены две линии метро (Сокольническая и Кольцевая), МЦД-2 и МЦД-4, а также наземный городской транспорт (электробусы, автобусы и трамваи).
К 2040 году за счет развития МЦД и запуска высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург (ВСМ-1) общий пассажиропоток хаба вырастет на 40 процентов и достигнет уровня примерно 500 тысяч человек в сутки.