Сотрудники Ленинградского зоопарка рассказали, как лечат животных и выращивают для них еду
Символ Ленинградского зоопарка — белая медведица — будто знает о своем статусе и ждёт, когда же ей вынесут подарок.
Новому мячику, который ей подарил волонтер Максим, Хаарчаана радуется словно ребенок. И даже пасует — то ли в знак благодарности, то ли на потеху восторженной публики.
Новую игрушку, только для приматов, со знаем дела сооружает 14-летний Егор. В зоопарке он трудится два месяца. Волонтером стал больше от безделья. Впрочем, скучать теперь не приходится.
«Хочется посмотреть всегда, когда ты создаешь эту игрушку, приносишь в вольер. И посмотреть, как животные залезают, осматривают ее, делают что-то с ней. Это прям радует душу», – рассказал Егор Семенов, волонтер Ленинградского зоопарка.
И вот Егор с гордостью несет свою работу игрункам. Самые маленькие обезьянки на Земле — в восторге. Внутри отверстий древесный сок — любимое лакомство мохнатых малышек. В соседнем вольере другие заботы. Зоотехник Андрей строит звериные жилища, что называется, «под ключ». Это просторная «квартирка» для бинтуронгов. Подвесные качели, многоуровневые лабиринты из веток, кормушки и навесы. Деревянный стройматериал привозят либо неравнодушные петербуржцы, либо находят сами сотрудники — как, например, этот ясень.
«Когда мы увидели его в лесу, то очень удивились, что он далековато лежал от машины, и нам пришлось его тащить вдвоем с сотрудником эти 500 кг, как муравьи. Но сейчас огромная радость для нас, что мы смогли это сделать, и теперь по нашей задумке, здесь бинтуронги будут с потомством, это будет их гнездо», – рассказал Андрей Сулоев, начальник отдела «Развитие» Ленинградского зоопарка.
Глядя на беззаботных гиббонов, кажется, так было всегда. Но зоопарк помнит и трудные времена. Даже когда над Ленинградом в годы блокады рвались бомбы, а в домах заканчивался хлеб, смотрительница зоопарка Евдокия Дашина варила кашу из опилок для бегемотихи Красавицы. Она выжила и стала одним из символов Победы.
«Бегемоту, например, полагается 40 кг еды в день, чтобы заполнить желудок, и 5 кг — это было резанное сено, жмых, если он был, что-то еще съедобное, а всё остальное были опилки», – отметила Светлана Александрова, начальник просветительского отдела Ленинградского зоопарка.
Сегодня о голоде уже ничто не напоминает. По звериным меркам, питание теперь как в ресторане. Для кипера Ирины кормление — самая любимая часть работы. На обед у хвостатых лемуров овощной салат и фрукты. И пока одни уплетают десерт за обе щеки, другие громко скандалят в борьбе за лучший кусочек.
«Какую-то агрессию в сторону человека от них достаточно редко можно увидеть, а вот между собой они скандалят, скандалят достаточно шумно. В основном, всех гоняет мама. У лемуров все-таки матриархат, а тут живет мама с тремя сыновьями, поэтому она тут главная, и если что-то пошло не по ее плану, все получают по одному мягкому месту», – рассказала Ирина Кезберис, кипер Ленинградского зоопарка.
Ирина в зоопарке почти три года. Но кажется, что работала здесь всегда.
«Восторг. Хоть вроде и привыкаешь, думаешь, что повседневность, но в некоторые моменты в голову приходит осознание, что это не каждому позволено. Ты в окружении этих животных, в окружении всего, что ты так любишь», – поделилась Ирина Кезберис.
А кипер Елена ради зоопарка даже оставила профессию бухгалтера. Теперь вместо дебета и кредита ведет дружбу казуаром Федором. За пару кусочков арбуза и яблок одна из самых опасных птиц в мире готова превратиться в покладистого питомца.
Это только со стороны кажется, что вот она — работа мечты. Знай себе зверюшек и корми их. На деле — все иначе. Уборка, ежедневные тренинги, на которых обитателей зоопарка учат «маникюру», взвешиванию и самостоятельному заходу в переноску. А чего стоит прокормить такое количество животных — в зоопарке их более 500 видов!
Это, пожалуй, самая закрытая часть Ленинградского зоопарка — виварий, где разводят кормовых животных для хищников и рептилий. Например, здесь содержатся крысы. Только в этих ящиках их 1300 голов. И подопечным городского зоосада такой живой «корм» крайне необходим. Впрочем, как и их сородичам в дикой природе. И хорошо, что эти милые и пушистые создания об этом пока не догадываются.
В соседнем помещении пищат перепелки. А через стенку монотонно шевелятся жучки и червячки. Ими особенно любят хрустеть пернатые. А запах стоит такой, что аж глаза режет!
«Не смотря на то, что все почищенные, клетки чистые, все равно — запах специфический от каждого животного будет. Тем более у нас вообще сборная солянка. У нас разные виды животных, еще и птицы. И каждый пахнет по-своему. Конечно, здесь при скученности, даже имея хорошую вытяжку, приходиться с запахами сталкиваться. Нет, нас они уже не беспокоят. Мы уже привыкли», – рассказала Юлия Веселова, начальник отдела вивария Ленинградского зоопарка.
В меню звериной столовой и кусты зелени. В подвалах растут целые плантации.
«Здесь вы видите пшеничку — это одна из самых значимых культур. 6 кг травы 365 дней каждое утро получает зоокультура. Помимо этого, полтора-два кг получает Сонечка, наш жираф, капибара один пласт получает — это около 700 грамм. Это без зерна, то есть чисто перо, срезка», – рассказала Валерия Калугина, инженер садово-паркового хозяйства Ленинградского зоопарка.
Сотрудников зоопарка животные знают буквально в лицо. Особенно Екатерину. Она хоть и не похожа на литературного персонажа — в очках, с бородкой и тросточкой, но — самый настоящий доктор Айболит. Среди пациентов — обезьянка Эльза. У малышки был перелом лапы, теперь — реабилитация и физиотерипия.
Она и на лапы поднимет, и зуб вылечит, и даже операцию проведет. А еще ветеринар, как снайпер, метко стреляет «антибиотиками» и «вакцинами».
«Это дистанционный инъектор. Выглядит как ружье. По сути ружьем и является. В него заправляются специальные летающие шприцы — шприц-дротики, в которые вводят лекарства. Многие считают, что это средство, чтобы животное заснуло. Но на самом деле это необязательно. Что в него вольешь, то и будет. И антибиотик, и средство для наркоза», – рассказала Екатерина Алексеева, ведущий ветеринарный врач Ленинградского зоопарка.
В помощниках у доктора Айболита — попугай Рома. В ветеринарной части живет на постоянной основе. Впрочем, толку от него никакого, признается Екатерина. Он занят самолюбованием.
Забавные и смешные жители Ленинградского зоопарка вот уже 160 лет — символ счастливого детства. И сотни любопытных детских глаз и восторженных комплиментов — пожалуй, лучшая награда для тех, кто ежедневно заботиться о братьях наших меньших.