Советское государство и право в послевоенный период

Советское государство и право в послевоенный период

С окончанием Великой Отечественной войны и завершением японской операции жизнь в СССР стала возвращаться в нормальное русло. Большинство нововведений в государственном управлении и праве, вызванных военным временем, отменялись. О том, как правовая жизнь страны пыталась вернуться в нормальное русло, рассказывает в сто тридцатом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.

В сентябре 1945 года был упразднен неконституционный чрезвычайный орган власти – Государственный комитет обороны. 

Возобновлялась обычная работа всех учреждений и советских органов. Во время войны выборы в Советы и сессии Советов практически не проводились по понятным причинам чрезвычайно сложной обстановки. В марте 1946 года, после вынужденного большого перерыва, состоялись первые послевоенные выборы в Верховный Совет СССР.

На местах также выборы в советские органы долгое время не проходили, в результате чего к концу войны около 70% председателей местных Советов и более 50% членов исполкомов были в эти структуры кооптированы, т.е. не являлись законными депутатами. 

Первые послевоенные выборы депутатов в местные советы состоялись только в 1947 году. Но полного оживления работы советских органов не случилось. Напротив, все более заметным стало то, что Советы лишь формально выступали как органы власти. 

Реальной властью обладали партийные органы. Процесс слияния партийных и государственных органов, отмеченный еще до войны, продолжал развиваться по восходящей не в пользу власти Советов. Партийные органы по всем важнейшим вопросам подменяли Советы.

Снижение роли Советов наблюдалась и в том, что очень часто стали нарушаться сроки выборов депутатов и календарь проведения сессий. Из-за того, что депутатские сессии стали формальными и редкими, исполкомы Советов фактически перестали отчитываться перед депутатами, и все вопросы, требующие коллегиального рассмотрения на сессиях, служащие исполкома решали сами. Чиновничий аппарат заменил собой выборных депутатов.

Да и выборы окончательно превратились в фикцию. Состав депутатского корпуса определялся заранее руководителями партийных органов. А на «выборах» каждый избиратель получал бюллетень с одной фамилией, т.е. был лишен выбора. Он формально имел право вычеркнуть эту фамилию, но для этого ему было необходимо зайти в кабинку, вход в которую бдительно контролировали сотрудники МВД, отмечая таких редких смельчаков в своих блокнотах.

Высшие органы Советской власти также деградировали, утратив свое влияние и роль. Выборы в них тоже проходили по описанной формуле. На редких и коротких по времени сессиях Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР депутаты одним голосованием, списком единогласно превращали все указы президиумов, принятых в течение года, в законы. Так протекал законотворческий процесс в СССР и РСФСР. 

Даже количество заседаний Президиума, проводившихся 3-4 раза в год в первые послевоенные годы, сократилось в 1950 г. до двух, а в 1951 – 1952 гг. – до одного.

Реальная власть в это время окончательно сосредоточивается в руках одного человека – Иосифа Сталина. Формальные органы власти лишь оформляли его решения и придавали им вид постановлений и законов.

Высший исполнительно-распорядительный орган – Совнарком СССР – был преобразован в Совет Министров СССР, а наркоматы – в министерства. Соответственно, в России появился Совет Министров РСФСР и республиканские министерства. Это было признаком того, что с укреплением положения СССР на международной арене пора было отказываться от революционной классовой терминологии и символики и утверждать общепринятые наименования органов власти. 

Еще ранее – в 1946 году – Красная Армия была переименована в Советскую Армию. Это также указывало на то, что вопрос о мировой социалистической революции, в которой решающую роль должна была играть Красная Армия, снимался с повестки дня, тем более, что и Коминтерн, с помощью которого Москва руководила всеми коммунистическими партиями мира и готовила всеобщую революцию, был тоже уже распущен. 

В сфере права также произошли заметные изменения в виде отмены тех норм права, которые были приняты в чрезвычайных условиях войны. Уже в июне 1945 г. были восстановлены очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отмененные в период войны. Были отменены обязательные сверхурочные работы, а также трудовые мобилизации граждан. 

По закону от 23 июля 1945 г. все местные органы власти обязаны были предоставлять работу демобилизованным воинам не позднее месячного срока прибытия их к месту постоянного жительства.

В связи с вызванной войной острой нехваткой жилья были расширены права граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов. С августа 1948 г. граждане приобрели право на покупку или строительство жилого дома до 5 комнат общей площадью до 60 кв. м. 

Денежная реформа 1947 г. больно ударила по колхозникам, которые за неимением в деревнях сберкасс хранили свои сбережения дома, а эквивалентный обмен на новые дензнаки был предусмотрен только для вкладчиков сберегательных касс. 

После войны Сталин снова вернулся к политике репрессий, которые, по масштабам и методам были все же меньшими по сравнению с периодом 1937-1938 гг. Особенно громким было «ленинградское дело», начатое в 1949 году. По его итогам были репрессированы видные деятели партии и государства, все – граждане РСФСР. 

Его можно назвать и «российским делом», так как обвиняемым по сути вменялось в вину то, что они пытались добиться учреждения Российской Коммунистической партии большевиков по примеру компартий всех остальных союзных республик. Сталин увидел в этом попытку вывести все партийные организации России из-под контроля непосредственно союзного ЦК и опасность «двоевластия» – появления второго влиятельного центра в партии. 

Разумеется, на суде их обвиняли в другом: в создании внутри партии «вражеской группы», в ведении «вредительско-подрывной работы» и т.п.

Самыми видными фигурантами на процессе 29-30 сентября 1950 г. были: М. И. Родионов – председатель Совета министров РСФСР, А. А. Кузнецов – секретарь ЦК и бывший руководитель Ленинградского обкома, П. С. Попко́в – первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б), П. Г. Лазутин – председатель Ленгорисполкома, Я. Ф. Капустин – второй секретарь Ленинградского горкома и другие. Был арестован и привлечен по этому делу и руководитель союзного уровня – А. А. Кузнецов, председатель Госплана СССР. Это потому, что «заговорщики», выступавшие, кстати, со своим проектом открыто, прочили Кузнецова на пост первого секретаря будущего ЦК РКП(б). 

Несмотря на то, что законом 1947 года смертная казнь в СССР была отменена, 15 января 1950 года, за три дня до постановления ЦК по Ленинградскому делу, она была восстановлена по отношению к «изменникам Родины, шпионам и подрывникам-диверсантам». Шесть вышеперечисленных руководителей были расстреляны сразу после оглашения приговора, а позднее по этому делу было казнено еще 20 человек. Большое число других обвиняемых были приговорены к длительным срокам лишения свободы.

По делу «Еврейского антифашистского комитета» было расстреляно 23 человека, 6 человек умерло во время следствия, 20 человек были приговорены к 25-летним срокам лагерей.

Последним при Сталине было начато дело «врачей-отравителей». Его разрастанию помешала только смерть вождя.

Таким образом, надежды на то, что после войны наступит «гуманизация» советского государства и права, не оправдались.

Продолжение читайте на сайте 10 июня

 

РАПСИ РАПСИ

11:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025