Турагенты жалуются на чужую рекламу в своих карточках на «Яндекс.Картах»
Кому-то удалось убрать ее, кто-то пока ничего не добился. Что советуют юристы?
Турагенты возмущены новой рекламой на «Яндекс.Картах». Информация об акции «Яндекс.Путешествий» — кешбэка 12% от банка ВТБ — размещается прямо в карточках турфирм. В том числе и тех, кто оплачивает премиум-размещение. Кому-то уже удалось решить проблему, кто-то пока ведет переговоры с агрегатором. Юристы рассказали Profi.Travel, как действовать в таких случаях.
«То есть вы платите „Яндекс.Бизнесу“, чтобы быть в числе первых. Клиент вас находит, вы ведь за это заплатили, и он уходит по ссылке на акцию в сервис „Яндекса“...», — пишет в своем телеграм-канале travel-маркетолог Елена Белоусова. Она отметила, что на карточках агентств с премиум-размещением ссылка на акцию даже более заметна: она находится непосредственно под рейтингом компании.
В комментариях агенты подтверждают проблему: «Рандомно проверила у коллег нашего города, то же самое». «У нас рекламное размещение. И кнопка с кэшбеком вводит в заблуждение», — пишут представители турфирм. Бизнесмены готовы написать коллективное письмо в ФАС.
«В карточке нашей компании также появилась эта реклама. Это, конечно, нарушение антимонопольного законодательства. Насколько я знаю, многие коллеги уже общаются на эту тему с „Яндексом“ и требуют убрать эту ссылку. Наши юристы также подключились к вопросу, но какого-то единого решение пока не выработали», — рассказала Profi.Travel автор сообщества «Страна туризма», генеральный директор агентства путешествий «Бельмаре» Диана Фердман.
Об успешном опыте разрешения проблемы рассказала турагент Анастасия: она написала претензию и рекламу из карточек всех ее компаний удалили в течение одного дня, хотя в ответе написали, что сделают это в течение месяца. «Мы отслеживаем свои страницы, так как платим за рекламу. И у нас была кнопка с кэшбеком прямо под баннером!» — пояснила она.
«Самый действенный способ сейчас: настойчиво писать вашему менеджеру в „Яндекс.Картах“, если платно там продвигаетесь», — посоветовал руководитель сети турагентств Москве и Санкт-Петербурге Павел Пятков.
Однако не у всех получается настоять на удалении ссылки. Так, некоторые туркомпании получили ответ от «Яндекса», в котором утверждается: это не реклама ВТБ — в карточках показываются предложения банка, а кешбэк смогут получить клиенты ВТБ при выполнении условий акции. При этом в сообщении никак не объясняется тот факт, что ссылка уводит клиентов в сервис «Яндекс.Путешествия».
В самом «Яндексе» на запрос Profi.Travel пообещали ответить в ближайшее время.
По мнению юриста Альянса туристических агентств Марии Чапиковской, здесь есть признаки недобросовестной конкуренции.
«Если в вашей карточке обнаружилась подобная акция, необходимо направить жалобу „Яндексу“. При отсутствии реакции или при отказе — жалобу в ФАС, — советует юрист. — Если действия кого-то из двух участников будут признаны недобросовестной конкуренцией, то штраф по ст.14.33 КоАП составит от 100 до 500 тыс. руб.».
Руководитель юридического отдела компании «Байбородин и партнеры» Вадим Погорелов напомнил, что в РФ действует Федеральный закон № 135 «О защите конкуренции». «Действия „Яндекса“ на сервисе „Яндекс.Карты“ вызывают серьёзные вопросы с точки зрения соблюдения антимонопольного законодательства и защиты здоровой конкуренции, — подчеркнул юрист. — Размещение рекламы коллаборации собственного сервиса группы „Яндекс“ и партнёрских банков на карточках малых турагентств, рейтинга которых некоторые турфирмы добивались годами, может свидетельствовать о злоупотреблении доминирующим положением (ст. 10 Федерального закона „О защите конкуренции“)».
По словам эксперта, это создаёт неравные условия на рынке, поскольку небольшие компании не в состоянии конкурировать с крупными игроками по уровню бонусов и охвату аудитории.
К тому же подобные практики — перенаправление с карточек турагентств на рекламируемые сервисы — могут рассматриваться как введение потребителей в заблуждение. Пользователь может решить, что кешбэк предоставляет именно турагентство, в чью карточку он зашел, а это не соответствует действительности.
Юрист добавил: для того, чтобы установить, являются ли такие действия нарушением законодательства о защите конкуренции, необходимо зафиксировать случаи спорного продвижения сторонних сервисов и направить обращения в ФАС.
Авиакомпания AlMasria Universal Airlines уже вторую неделю задерживает вылеты из Казани в Египет, рассказали Profi.Travel турагенства из сообщества Loyalty 16 апреля. С каждым днем время опоздания увеличивается. Сегодняшний рейс вылетит на сутки позже запланированного времени.
«Рейсы UJ 738 AlMasria из Казани в Шарм-эль-Шейх задерживаются постоянно вот уже вторую неделю. Сначала опаздывали 4 часа, теперь срок задержки дошел до суток, — поделилась представительница турагентства. — Сегодня самолет должен был вылететь в 03:30, но рейс перенесли на 00:10 четверга, 17 апреля».
По ее словам, клиенты, которые должны отправиться на отдых на следующих рейсах, начиная с 19 апреля, уже заранее переживают о возможных серьезных сбоях в расписании перевозчика и потерянных ночах в Египте.
Туроператоры причины задержек не комментируют. «Об изменении времени вылета мы информируем агентства незамедлительно — как только получаем сведения от заказчика рейса», — отметила генеральный директор «Пегас Туристик» Анна Подгорная.
Добавим, что задержки у авиакомпании случаются периодически. Так, по данным СМИ, накануне рейс UJ 744 AlMasria вылетел на 11 часов позже — вместо 5:00 утра в 16:09. Сбои в происходят не только в этом регионе. 13 апреля был задержан рейс в Шарм-эль-Шейх через Анталью из Санкт-Петербурга. Вылет был запланирован в 3:30, потом его отложили до 23:30 и вновь перенесли. Ранее более чем на 20 часов с 12 апреля был задержан вылет в Хургаду. Вероятно, речь идет о веерных задержках, полагают в отрасли. На данный момент во флоте компании — шесть воздушных судов. Поломка любого из них может серьезно сказаться на расписании.
Как ранее рассказывала Profi.Travel юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская, туристы имеют право требовать компенсации за недополученные услуги. Если перелет был в составе турпродукта, они могут обратиться к туроператору и потребовать соответствующего уменьшения стоимости. По ее словам, рассчитывать сумму компенсации можно по-разному, это зависит от того, как турист сформулирует свои требования.
«Самый простой вариант — это требовать возврат средств за сутки проживания в гостинице. Очень часто туроператоры в аналогичных ситуациях возвращают деньги. Вариант посложнее, в этом случае, вероятно, придется судиться: если турист рассчитывает стоимость одних суток, исходя из общей цены тура, разделенной на количество дней. Это не совсем корректно, но такая практика у потребителей тоже есть. Подобное требование нужно обосновывать», — уточнила юрист.