Отельеры обратили внимание на чужую рекламу в своих карточках на «Яндекс.Картах»
Отельеры обратили внимание на чужую рекламу в своих карточках на «Яндекс.Картах». Ранее с такой же проблемой столкнулись турагенты. Речь идет о предложении ВТБ с кешбэком 12%. «По умолчанию оно установлено абсолютно у всех отелей, вне зависимости от того, оплачиваете вы рекламную подписку или нет», — написала отельер в профильном телеграм-чате.
Это наблюдение вызвало дискуссию среди представителей гостиничного бизнеса. Больше всего отельеров смутило то, что в информации об акции речь идет о совместном сервисе ВТБ и «Яндекс.Путешествий»: получить обещанный размер кешбэка можно только если бронировать через этот сервис.
«Если бы не упоминалось «ЯП» при нажатии на эту плашку, возможно, вопросов было бы меньше, — написала отельер. — Видеть чужую рекламу в проплаченной карточке в целом немного странно, тем более это далеко не партнёрка с твоей организацией».
«Получается, что отель платит «Яндексу» два раза: сперва — за рекламу в «Яндекс.Картах», а потом — комиссию за гостя в «Яндекс.Путешествиях», — отметили представители гостиничного бизнеса.
Есть и другие мнения: «Потенциальный гость перед походом в «Яндекс.Карты» уже побывает на «Яндекс.Путешествиях» и посмотрит ваши цены и конкурентов рядом».
Независимый специалист по трафику и аналитике Дмитрий Осипов отметил, что клик по рекламной плашке ведет в самый низ карточки, где нужно вчитаться в условия, а не просто забронировать и получить кешбэк. «По накопленной у меня статистике с разными карточками, люди охотнее перейдут по ссылке «Забронировать» на сайт отеля, чем по другим блокам. Даже плашка с акцией, которая находится выше, хуже работает по кликабельности», — пояснил он.
«В «Яндекс.Картах» в карточках организаций есть отдельный формат рекламной интеграции — это плашка, размещенная под названием и рейтингом объектов. Она может отображаться как на рекламных, так и нерекламных карточках, — пояснили Profi.Travel в пресс-службе «Яндекс.Картах». — В приведенном примере она посвящена предложению от банка-партнера. Предложение распространяется на отели, рестораны, магазины, аптеки, театры и т.д. Ссылка, соответственно, ведет на промо-страницу рекламодателя».
В пресс-службе подчеркнули, что владельцы карточки могут попросить удалить рекламу банка-партнера, обратившись в службу поддержки. Срок рассмотрения заявки и внесения изменений составляет до 30 дней. Правда, сами отельеры этот срок сочли «неприлично долгим». Кроме того, возникли вопросы, как он считается — по календарным или рабочим дням.
Говоря об упоминании «Яндекс.Путешествий», в компании пояснили: если отельеры используют продвижение в «Яндекс.Картах», они могут добавить в карточку объекта любую необходимую ссылку. «В случае с отелем, который поднял эту дискуссию, кнопка «Забронировать» ведет на сайт отеля. Владелец карточки также добавил в описании, что на официальном сайте отеля цены дешевле, — добавили в пресс-службе. — Если отель не использует продвижение в «Яндекс.Картах» и не подключен к «Яндекс.Путешествиям», то кнопка «сайт» будет вести по ссылке, которую владелец указал при регистрации в «Яндекс.Бизнесе». Если подключен, то кнопка «сайт» все так же будет вести на сайт, указанный в «Яндекс.Бизнесе», но появится дополнительная рекламная кнопка, ведущая на «Яндекс.Путешествия».
Как пояснил Profi.Travel эксперт, проблема может быть шире, чем чужая реклама в карточке отеля. «Мы сейчас видим, можно сказать, недобросовестную конкуренцию по отношению к отельерам и к турфирмам со стороны маркетплейсов и крупных банков, которые вошли в сферу туризма, — отметил председатель экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС (Сочи) Дмитрий Богданов. — Дело в том, что банкам не нужны деньги от этой отрасли как таковые. Но им важно получить крупный оборотный капитал, который потом они выдадут, например, в виде кредитов. Для того, чтобы перетащить поток на себя, они начинают демпинговать, предлагая кешбэк, скидки. Отельерам стоило бы жестко это пресекать и требовать, чтобы во всех каналах продаж цена была одинаковая».
Эксперт посоветовал тщательно диверсифицировать продажи: везде присутствовать, но выдавать небольшие блоки мест, а основную реализацию ввести напрямую либо через туроператоров и турагентов, которые могут помочь загрузить гостиницу в межсезонье.
«Никакой агрегатор не заинтересован в увеличении продаж конкретного отеля, — пояснил Дмитрий Богданов. — У нас не хватает маркетинговой грамотности отельеров, в итоге получается, что гостиница остается просто техническим исполнителем, а деньги, база клиентов, отношения с ними утекают к маркетплейсам, агрегаторам и банкам». Противостоять этому, по словам эксперта, нужно уже сейчас, чтобы не остаться в проигрыше через несколько лет.
Ранее эксперт по digital-маркетингу, топ-менеджер отеля «Рановский Парк Манхеттэн» 3* Андрей Лапшин рассказывал о таком варианте сотрудничества: агрегаторы предлагают увеличить их агентскую комиссию на 10%, а за это обещают определенные преференции. «При этом на самом деле они рекламируются по брендовым запросам таких отелей и предлагают кешбэк 15-20%, по сути, забирая на себя прямой трафик, который шел бы через сайт гостиницы», — пояснил эксперт.
Первый заместитель министра экономического развития Республики Алтай Ольга Филипенкова рассказала, как туристы могут сэкономить на перелете на Алтай до 50% стоимости авиабилета, почему приезжать сюда стоит не только летом и зимой, как развивается туризм в регионе сегодня, и смогут ли туроператоры и агенты получать больше прибыли от его продаж в ближайшей перспективе.
— Ольга, из каких регионов этим летом есть субсидированные рейсы в Горно-Алтайск? И, кстати, сколько туристы могут сэкономить на таких авиабилетах?
В этом сезоне у нас субсидируются рейсы из Новосибирска, Омска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Уфы и Казани. Выбор зависит от пассажиропотока, от итогов предыдущих программ — были ли полные борта или даже с учетом низкой цены направление не пользовалось особенной популярностью. Но в целом я могу сказать, что за последние пять лет пассажиропоток в регион увеличился в четыре раза.
Сэкономить на таких субсидированных рейсах туристы могут до половины от стандартной стоимости авиабилетов. Разница существенная! И туроператорам, я уверена, такое снижение цен может помочь в формировании выгодных турпакетов. Но нам только предстоит наладить это взаимодействие с представителями туротрасли. Пока что я не вижу комплексного турпродукта из регионов на Алтай — в основном туристы сами приобретают авиабилеты, а за размещением и экскурсионными программами уже обращаются к локальным операторам. При этом потенциал готовых турпродуктов, на мой взгляд, очень высок.
— А в каких регионах вообще вы видите свою целевую группу?
К нам традиционно идет устойчивый туристический поток из Сибири. В прошлом году из 2,7 млн туристов на Алтае около 70% было именно оттуда. В основном это те города, из которых можно добраться до нас на авто, то есть находящиеся на расстоянии около 600-800 км. Здесь такие расстояния путешественников не пугают.
Кстати, мы сейчас планируем развивать придорожные многофункциональные пространства — в первую очередь вдоль знаменитого Чуйского тракта, но и не только. В Республике Алтай вообще развит такой формат отдыха, как путешествие в автодомах. И я думаю, что это будет одним из вариантов такой мультимодальной поездки: например, турист прилетает в Горно-Алтайск, арендует себе автодом и на нем едет по Чуйскому тракту или по любому другому маршруту, чтобы как можно больше успеть увидеть на Алтае.
А вот чтобы туристы как можно больше прилетали к нам и из отдаленных регионов, и состоит наша задача. Особенно актуальной она становится с появлением отелей категории 5* и крупных комплексов Очевидно, что эта целевая аудитория — в основном в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках.
При этом увеличение количества более состоятельных гостей повышает уровень качества предоставляемых услуг в регионе в целом — такие туристы более требовательны, они задают более высокую планку, которая в результате становится нормой. И это двигает всю местную туристическую отрасль вперед, способствует ее развитию.
— С платежеспособной аудиторией ясно. А как вы видите дальнейшую работу с туристами из соседних регионов? Для них какой план?
Безусловно, нам важен каждый гость, приезжающий в Республику Алтай. Сегодня наша задача — сделать так, чтобы те, кто приезжает на автомобиле, заранее бронировали размещение и экскурсии. Чтобы количество отдыхающих «дикарем» сокращалось, становилась более прогнозируемой загрузка объектов размещения — в Республике Алтай достаточно и баз отдыха, и гостевых домов, где можно найти вполне доступные варианты.
Ну, и конечно, мы хотим добиться более равномерного распределения этого турпотока, без остановки в межсезонье. Чем больше объектов смогут у нас работать круглый год, тем более устойчивой будет их экономика.
— Как вы планируете этого добиться?
В несколько этапов. Во-первых, это работа с объектами размещения. Им есть, что «подкрутить» уже сегодня. Например, давать туристам информацию о том, что можно посмотреть в регионе, на какие экскурсии съездить, какие события посетить.
Во-вторых, уже сегодня мы проводим широкую кампанию: запустили турпортал Республики Алтай, где будет вся информация о местах размещения, объектах показа, экскурсиях, гидах и т.д., — словом, будет все, чтобы заранее забронировать себе «полный комплект». Постепенно туристы привыкнут к тому, что удобнее спланировать поездку заранее, а не отправляться в путешествие спонтанно — так можно избежать разочарования на месте от того, что выбранные отели забронированы, а в экскурсионных группах у лучших гидов уже нет мест.
Для турагентов это тоже будет удобный инструмент, который позволит сразу ответить на запрос клиента.
— Запуск турбренда Республики Алтай нацелен на решение тех же задач?
Он несколько шире. С его помощью мы хотим добиться не только большей узнаваемости региона как у российских, так и у иностранных гостей. Мы рассчитываем, что он поможет повысить уровень доверия к туристическому бизнесу в целом, ведь этим брендом будут отмечены те, кто работает легально, прошел проверку на добросовестность и гарантирует качество своих услуг. То есть это не просто логотип, а рабочий инструмент, который объединит профессионалов турбизнеса Республики Алтай, усилит развитие всей отрасли, станет ориентиром для туристов, стандартом качества и безопасности.
Ну, и конечно, если вы посмотрите на сам бренд, то уловите те смыслы, которые заложены в нем: тут нет искусственных символов — это все про связь человека с природой, которая так глубоко ощущается, когда приезжаешь на Алтай. Графика родилась из очертаний горы Белухи и архитектуры традиционного алтайского жилища — аила. Цветовая палитра основана на природных богатствах республики — бирюзовой реки Катунь, склонов гор, заката в горах, цветущего маральника. При этом бренд не ретроспективный, он современный, динамичный, живой — как и сам Алтай.
Кстати, брендовые цвета разработаны еще и с учетом задачи раздвинуть границы сезона. Наши потенциальные гости должны узнать, что на Алтай стоит приезжать не только летом и зимой, но и в сезон цветения, и осенью — все это будет отражаться в тех материалах и рекламных кампаниях, которые мы создадим с использованием турбренда.
— А сейчас турпоток в республику идет только летом и зимой?
Да, можно сказать, что у нас сейчас выраженная сезонность. Причем летний период начинается не раньше июня. Изначально много объектов размещения в Республике Алтай были построены только для летнего проживания, так что основной турпоток сконцентрирован именно в летние месяцы.
С развитием курорта «Манжерок» увеличился зимний турпоток. Кроме того, в республике есть горнолыжный комплекс Телецкий, который также привлекает туристов зимой и летом.
Однако каждый сезон на Алтае прекрасен по-своему, и каждый можно наполнить разными видами активности — вот та мысль, которую мы будем транслировать туристам.
Быстрых результатов мы не ждем — нацеливаемся на планомерную долгосрочную работу. Думаю, первый эффект расширения границ сезона можно будет увидеть в 2027 году. Ну, а переход на полноценную круглогодичную работу — задача еще более протяженная по времени. Для ее решения нам необходимо в том числе привлекать MICE, корпоративные группы и т.д., а для этого нужно увеличивать количество инфраструктуры для конференций. Уже сейчас в республику идет большой объем инвестиций — в целом сегодня в работе более 50 инвестиционных проектов. Среди них есть и те, которые направлены на создание в регионе деловых пространств.
— Как вы выстраиваете диалог с местным бизнесом?
Активно. Мы сейчас налаживаем постоянное открытое общение с предпринимателями. В каждый из 10 районов республики приезжает делегация из представителей Министерства экономического развития, мы приглашаем специалистов из Налоговой службы и других структур, чтобы ответить на все вопросы бизнеса, поделиться нововведениями, изменениями законодательства. Я рассказываю про меры поддержки — и федеральные, и региональные. Очень важно, что ко мне всегда можно обратиться напрямую, и мы действительно заинтересованы в открытом прямом диалоге с бизнесом, потому что перед нами стоит большая задача — привести турбизнес в правовое поле.
Каждую неделю я выезжаю на туристические объекты, чтобы самой максимально понять, в каком состоянии инфраструктура, какие есть проблемы, чтобы грамотно формировать те самые меры поддержки на будущие периоды, подключать другие министерства, чтобы проще было решать смежные вопросы.
— Видите ли вы потенциал в b2b-канале дистрибуции и планируете ли его развивать?
Ну, у меня всегда было мнение, что b2b-каналы очень нужны и важны. Потенциал, конечно, есть. Если получится наладить взаимодействие местного бизнеса с федеральными туроператорами так, чтобы наши компании под запрос собрали универсальный турпродукт, который будет продаваться на уровне всей страны, это станет новой ступенью в развитии нашего туризма. В этом случае местные предприниматели смогут получить ценный опыт и знания, расширить свои представления о работе туристического бизнеса в целом, выйти за рамки сезонности, словом, вывести свою работу и доходы на новый уровень.
А вся страна — сможет получить качественный турпродукт, который можно без проблем забронировать и отправиться в незабываемое путешествие в Республику Алтай.
Мы готовы проводить такие встречи на территории республики — собирать местных предпринимателей для общения с федеральными туроператорами, чтобы они вместе искали точки соприкосновения и новые идеи, как можно упаковать тот продукт, который принесет прибыль всем участникам рынка.
— А планируете ли вы уделять внимание растущему сегменту агрегаторов и экосистем? Насколько вы видите для себя полезным взаимодействие с этими участниками рынка?
Республика Алтай уже представлена на многих электронных площадках. Но пока это в основном объекты размещения, которые самостоятельно взаимодействуют с ними.
В текущем году, скорее всего, эта ситуация не изменится, но уже со следующего года мы планируем двигаться в направлении каких-то партнёрских кобрендинговых программ. Безусловно, мы понимаем, что у агрегаторов — большой целевой трафик, и взаимодействовать с ними нужно и важно.
— Собираетесь ли вы выходить на зарубежные рынки?
Конечно. Но говорить о реальном увеличении турпотока из-за рубежа можно только тогда, когда в регионе будет построен новый международный аэропорт. А это конец 2027 года.
К этому времени мы подготовим все маркетинговые кампании, бизнес-миссии и стратегии развития въездного потока. Я уверена — как только появятся прямые рейсы, так активизируются и иностранные туристы. И нам точно есть, что им показать. А к 2027 году будет еще больше.