Туристке, застрявшей в Таиланде, пришлось самой оплачивать отель и авиабилеты
Из-за отмены рейса Air Arabia туристка с семьей застряла в Таиланде. Рейс со стыковкой был назначен на утро 19 июня. Авиакомпания — Air Arabia. Соответственно, вылет отменили. Туроператор предложил альтернативные варианты. Но они туристку не устроили. Пришлось билеты покупать за свой счет, да и проживание в отеле продлить. Турагент помог. Туристка собирается разбираться с туроператором и авиакомпанией уже из России. О том, какие у нее шансы на компенсацию, юристы рассказали Profi.Travel.
Все за свой счет«Мы все сделали за свой счет. Отели, такси, билеты домой оплатили сами. Это неправильно. Будем судиться с туроператором», — поделилась туристка.
Как пояснила агент, туроператор предложил им обратные билеты, но с вылетом только через 5 дней. Туристов это не устроило, домой нужно было срочно. Тем более из-за ситуации на Ближнем Востоке не было уверенности, что и в эту дату получится вернуться в Россию.
В итоге турагент помог купить билеты. Сейчас это не просто. Теоретически даже на сегодняшнее число есть авиабилеты из Пхукета или Бангкока в Москву по цене 37-40 тыс. руб. Но, во-первых, с двумя пересадками, а, во вторых, туристке было нужно в Екатеринбург. В этом случае цена билетов возрастает — они есть по стоимости от 49-50 тыс. руб. и также с пересадками — да и число вариантов сокращается.
Туроператор на запрос Profi.Travel ответил без конкретики: «В подобных ситуациях компания всегда находится на связи с туристами и предлагает возможные варианты решения. Каждый случай внимательно изучается нашими специалистами в стремлении к взаимовыгодному сотрудничеству. Туристке были предложены альтернативные варианты».
Компенсация зависит от разумности предложенияКак пояснили Profi.Travel юристы компании «Байбородин и партнеры», если обратный рейс туриста отменен, туроператор обязан организовать возвращение в Россию в разумные сроки. Перенос даты вылета возможен только при согласии самого туриста.
«Если предложенный рейс (например, вылет через несколько дней) клиента не устраивает, туроператор должен предоставить альтернативный способ перевозки — и при этом за свой счёт, без дополнительных затрат со стороны путешественника», — уточнили эксперты.
Однако, подчеркнули юристы, если турист отказался и купил билеты сам, вопрос компенсации зависит от разумности предложения туроператора, и обоснованности отказа. То есть, компания обязана компенсировать самостоятельные траты, если предложенный вариант был явно неудобным или ухудшал условия перелета путешественника.
Задержка на несколько дней допустима только при объективных обстоятельствах (например, отсутствие рейсов других авиакомпаний), подчеркнули эксперты.
Юристы напомнили, что если другие переводчики продолжают летать по тому же направлению, это не считается форс-мажором. Туроператор не может ссылаться на внешние обстоятельства, чтобы уклониться от выполнения своих обязательств.
При этом, при перерыве в перевозке по вине авиакомпании, а также в случае задержки или отмены рейса, перевозчик обязан организовать для пассажиров ряд услуг. В том числе и размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время (пункт 99 Федеральных авиационных правил № 82)
Если турист был вынужден самостоятельно приобретать билеты, бронировать отель, оплачивать питание и трансферы, все эти разумные расходы подлежат возмещению. Клиент может требовать компенсации убытков с туроператора, а тот уже — попытаться привлечь к разрешению спора авиакомпанию.
Авиакомпания Air Arabia планирует продлить отмены рейсов в Россию до 30 июня, сообщил Profi.Travel один из туроператоров, пожелавший остаться анонимным. Позже информацию подтвердила и Росавиация. Вывозные рейсы, по всей вероятности, будут продолжены. В компаниях рассказали, как идет процесс возврата клиентов домой на данный момент.
По словам собеседника Profi.Travel, официально о своем решении авиакомпания объявит в ближайшее время. Эту информацию подтвердил еще один источник на рынке. При этом на сайте перевозчика отмена рейсов в Россию на данный момент заявлена по 20 июня включительно. В Росавиации подтвердили продление отмены. Кроме того, там уточнили, что вывозные полеты будут продолжены. Только завтра авиакомпания планирует совершить 5 рейсов и вернуть в Россию 800 пассажиров.
Сложно сказать, сколько сейчас туристов, в том числе организованных, остается в ОАЭ и других странах, куда они прилетали со стыковками через Эмираты. Air Arabia организовала вывозные рейсы: два в день в Москву (с посадкой на дозаправку в Ташкенте) и один — в Екатеринбург. Кроме того, «Аэрофлот» перевел рейсы в Дубай на широкофюзеляжные Boeing 777 (ранее часть рейсов выполнялась на Boeing 737), увеличив емкость на 90 кресел. Всего, по данным Росавиации, между Россией и ОАЭ выполняется более 50 рейсов в день. Flydubai летает в Москву и ряд других российских городов, а вот билеты на рейсы в Санкт-Петербург из Дубая или обратно не доступны вплоть до конца июня.
«Завтра Air Arabia выполнит рейсы в Москву (в Домодедово) и в Екатеринбург. Соответственно, на 20 июня у нас останется несколько десятков человек в ОАЭ», — рассказала генеральный директор компании «Пегас Туристик» Анна Подгорная. В туроператоре рассчитывают, что вопрос с ними будет решен в течение ближайших трех дней. Списки туристов, ожидающих отправления в Россию, ежедневно подаются в Минэкономразвития, добавила она.
«Air Arabia из-за отсутствия широкофюзеляжных воздушных судов потребовалось время для согласования маршрутов. Но они обещают до 22 июня вывезти туристов», — поделились информацией еще в одной туроператорской компании.
«Говорить о точных числах сложно, пока мы не подводили итоги, так как основная операционная нагрузка идет на помощь туристам. Все заявки по ОАЭ рассматриваются индивидуально, кому-то искали проживание, кого-то пересаживаем на рейсы», — рассказали эксперты туроператора Anex.
В компании Tez Tour сообщили, что сейчас туристы, находящиеся в Шардже, размещены в двух отелях для дальнейшего оперативного трансфера в аэропорт в случае поступления информации о возможности вылета.
«Если клиентам не подходит дата вылета и условия, предложенные авиакомпанией Air Arabia, они могут самостоятельно обеспечить себе перелет с дальнейшей компенсацией от авиакомпании», — добавили эксперты туроператора.
В компании сообщили, что часть туристов, отдыхающих в других странах, но с транзитом через ОАЭ, вернулись самостоятельно. Средства за неиспользованный сегмент им компенсируют. «На отдыхе в других странах еще находятся туристы, и с каждым из них компания работает индивидуально, предлагая релевантные варианты. К примеру, туристам, вылетающим завтра с Мальдив, будет обеспечен транзит через Шарджу с пребыванием в одном из отелей до последующего вылета в Россию», — добавили в туроператоре.
Самостоятельным туристам приходится сложнее. В комментариях к посту в телеграм-канале Росавиации они рассказывают, что их вывозные рейсы переносят. Например, те, кто должен был вылететь 20 июня, вернутся домой только 23. Туристов из Самары, Казани, Уфы, по их словам, не забирают вовсе, хотя они готовы лететь и через Москву.
На сайте перевозчика пассажиры сейчас могут заполнить специальную форму, указав свои имя и фамилию, а также данные о билете. Им предлагается отменить один сегмент, все бронирование или перенести дату вылета. При аннуляции компания обещает ваучер или возврат средств.
Вся эта ситуация не могла не повлиять и на спрос. В Anex уточнили, что в связи с последними событиями объемы продаж туров в ОАЭ немного снизились, но тем не менее многие туристы отдыхают согласно броням. Тем, кто не смог улететь, туроператор предлагает альтернативные направления.
Анна Подгорная подтвердила: туристы, которые должны были улететь в ОАЭ в ближайшую неделю, перебронируются на другие направления. Выбирают, например, Турцию или Египет.