Туристку обязали вернуть деньги, которые она отсудила у турфирмы

Туристку обязали вернуть деньги, которые она отсудила у турфирмы

Туристка отсудила у турфирмы за несостоявшеся в 2022 году авторское путешествие в ЮАР около 900 тыс. руб. Однако, спустя два года после первого разбирательства, апелляции и даже произведенного возврата, компании удалось доказать, что взыскание части средств было неправомерным. Подробностями с Profi.Travel поделился юрист компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры» Юрий Щербинин.

«В 2022 году наша доверительница, индивидуальный предприниматель, организовывала авторский тур в ЮАР с участием наставника. Поездку отменили: наставник отказался лететь. Предприниматель предложила альтернативы — другой инструктор, другие направления, перенос сроков. Туристка отказалась от всех вариантов и потребовала полный возврат», — сообщили в ЮА.

Позже несостоявшаяся путешественница подала в суд. Однако предпринимательницу не уведомили о процессе. Суд первой инстанции рассмотрел дело без нее и удовлетворил требования туристки полностью:

— стоимость тура, — неустойка в размере 435 000 руб. (равная цене тура), — штраф, — моральный вред.

Апелляция оставила решение без изменений. Все деньги туристка получила.

Однако в 2024 году, как рассказал Юрий Щербинин, в новой апелляции турфирме удалось отменить взыскание взыскание неустойки, штрафа и пересчитать госпошлину.

Юрист пояснил, что с апреля по сентябрь 2022 года в России действовал мораторий на банкротство. Взыскивать с предпринимателей любые штрафные санкции, в том числе неустойку, даже по искам потребителей, было запрещено.

Так как туристка уже успела получить денежные средства, было подано заявление о повороте исполнения решения суда.

«Это процессуальный документ, требующий возврата всего полученного по отменённому решению суда (статья 443 Гражданского процессуального кодекса РФ), — пояснил Юрий Щербинин. — То есть, если решение суда было приведено в исполнение, а затем отменено полностью или частично вышестоящей инстанцией, то ответчик (в данном случае — предприниматель) вправе требовать вернуть все, что было с него было незаконно взыскано».

Юрист перечислил в каких ситуациях это возможно:

Отмена решения суда в апелляционном, кассационном порядке или в порядке надзора. Принятие нового решения, которым полностью или частично отказывается в удовлетворении первоначальных требований (как в настоящем случае). Прекращение производства по делу или оставление иска без рассмотрения.

«Поскольку основную часть выплаченной суммы (435 тыс. руб.) составляла именно незаконно взысканная неустойка, суд обязал туристку вернуть эти деньги», — пояснил Юрий Щербинин.

Он пояснил, что юристам удалось доказать: дело было рассмотрено с процессуальными нарушениями.

Так, предприниматель не получала копию искового заявления, не вызывалась в суд и не знала о времени и месте заседаний. Это прямое нарушение принципа состязательности и права на защиту (ст. 113, ст. 167 ГПК РФ). О вынесенном решении она узнала лишь спустя месяц после его принятия, да и то случайно — на сайте суда.

«Данные обстоятельства были зафиксированы и стали одним из оснований для последующей отмены судебных актов в вышестоящей инстанции. Суд обязан был убедиться, что сторона извещена надлежащим образом», — подчеркнул юрист.

Кроме того, повлияло и существенное нарушение норм материального права — взыскание неустойки в период действия моратория.

«Мы последовательно использовали все доступные средства обжалования, а главное — смогли доказать применение закона, не подлежавшего применению в данной ситуации», — пояснил Юрий Щербинин.

Минтранс подготовил проект постановления о введении инфраструктурного сбора с авиакомпаний для финансирования капитального ремонта аэродромов. Базовый размер составит 150 руб. с каждого пассажира с последующей ежегодной индексацией на уровень инфляции, сообщает «Коммерсант». Дополнительно ставка может корректироваться решением правительства — в зависимости от пассажиропотока, расходов концессионеров или изменения бюджетного финансирования.

Оператором станет ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», которое будет распределять средства между собственниками аэродромов. Если документ примут, новые правила вступят в силу 1 марта 2026 года и будут действовать до 2032 года.

Сбор обсуждается с 2024 года, когда был создан Фонд реконструкции аэродромов. По расчетам Росавиации, за счет нового механизма удастся направить 124 млрд руб. из внебюджетных источников на обновление 28 аэродромов в 2025–2030 годах.

В Минтрансе уверяют, что 150 руб. составляют лишь «доли процента» от стоимости авиабилета. Однако перевозчики опасаются, что коэффициенты и индексация могут увеличить сбор в разы. Особенно заметным он может стать для коротких субсидируемых маршрутов: например, на рейсе Владивосток—Комсомольск-на-Амуре с тарифом 3,7 тыс. руб. сбор в 150 руб. уже занимает 4% цены, а при росте до 600–700 руб. доля увеличится до 20%.

Авиакомпании также указывают на риски: отсутствие специальных условий для льготных категорий, например, для детей, а также для субсидированных рейсов, возможность многократного взимания с трансферных пассажиров. «То есть один пассажир может четырежды заплатить сбор за один перелет, что окажет серьезное давление на хабовую модель перевозок», — цитирует «Коммерсант» мнение специалистов одной из авиакомпаний.

Еще одна проблема — неравномерная нагрузка: на более эффективных перевозчиков она будет больше. Авиакомпании предлагают ограничить сбор 85% загрузки самолета и закрепить правило, что изменения ставки вступают в силу не ранее чем через девять месяцев, чтобы ее увеличение непосредственно перед вылетом не стало серьезной финансовой нагрузкой.

В «Аэрофлоте» признали необходимость обновления инфраструктуры, но подчеркнули, что любые сборы в итоге отражаются на цене билета. Эксперты, напротив, считают, что в ближайшие годы спрос на авиаперевозки останется высоким, тем более, учитывая дефицит бортов. А компании смогут компенсировать расходы за счет прибыли, не переложив их полностью на пассажиров.

Напомним, ранее эксперты предполагали, что этот сбор в среднем увеличит стоимость авиабилетов примерно на 5%. Но на ценообразования значительно серьезнее влияют другие факторы, например, доступность авиатоплива. Его стоимость составляет примерно 30-40% от тарифа.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

21:06
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025