Туроператоры сочли избыточными новые изменения в понятии «турпродукт»
Туроператорам планируют запретить включать в туристский продукт в сфере внутреннего и въездного туризма услуги отелей и других средств размещения, а также услуги экскурсоводов и гидов, сведения о которых не включены в единые федеральные реестры. Эти нормы отражены в проекте закона, который готовится к внесению в Госдуму. Его вступление в силу планируется с 1 сентября 2026 года. Туроператоры пояснили Profi.Travel: они и сейчас не работают с такими отелями, гидами и экскурсоводами — вне зависимости от того, формируется турпродукт или нет.
«Меня, честно говоря, удивила эта законодательная инициатива. Дело в том, что с 1 сентября мы не можем продавать неклассифицированные гостиницы, это грозит нам высокими штрафами. Если мы их не можем продавать, каким образом мы их вставим в турпродукт?» — удивился генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин.
Он рассказал, что туроператор снял с продажи отели, не вошедшие в реестр, еще к сентябрю. Сейчас же, наоборот, постепенно добавляет те, что осенью смогли туда войти. Изначально, по словам Сергея Ромашкина, отельная база сократилась примерно на 20-25%. Однако ситуация динамично меняется. Сейчас из 32 тыс. отелей, которые были представлены на сайте, номер в реестре имеют 29 364 гостиницы, то есть — примерно 90%. «Думаю, к сезону подтянутся еще 5%», — отметил эксперт. Например, буквально сегодня гостиница из Дагестана прислала реестровый номер, чтобы вновь появиться на сайте туроператора.
Директор по продукту компании «Мультитур» Евгения Кизей подтвердила: с отелями не прошедшими классификацию, компания не работает с сентября. «Но с большинством гостиниц, которые не смогли пройти самооценку, с частным сектором, с каким-то небольшими объектами мы и так не работали, — отметила она. — Нам не интересно продавать средства размещения на 10-12 номеров. У крупных же объектов никаких проблем с прохождением самооценки не возникло».
С января туроператоры исключат из продажи и гостевые дома, которые не попадут в реестр. «У нас каким-то образом регионы распались на две неравные группы: есть 18 принявших решение участвовать в эксперименте по легализации гостевых домов, и все остальные. В тех, что входят в эксперимент, работа идет, уже более 2 тыс. таких объектов попали в реестр. Соответственно, с 1 января мы продолжим продавать лишь те гостевые дома, которые прошли самооценку», — сказал эксперт. Поэтому, по его словам, часть регионов очень хотят попасть в зону эксперимента, например, такое желание высказывает Адыгея.
«Мы с 1 января выключаем из продажи гостевые дома, не попавшие в реестр. Сейчас активно проводим работу по проверке статуса объектов размещения на предмет наличия реестрового номера. Все отели, которые не прошли самооценку, гостевые дома и другие объекты размещения мы будем вынуждены снять с сайта», — отметила Евгения Кизей. По ее словам, с гостевыми домами, которые не войдут в реестр, так как находится в регионе, который не принимает участие в эксперименте, туроператор работать не будет. «Как объяснял юрист, они должны переквалифицироваться в отели», — сказала она.
При этом, по ее мнению, туроператоров это коснется в меньшей степени, чем агрегаторов, которые нацелены на продажи номеров частным лицам. Вот им это грозит существенным сокращением ассортимента.
С гидами-переводчиками, экскурсоводами, инструкторами-проводниками ситуация аналогичная, но без аттестации они не имеют права работать еще с марта этого года. Соответственно, с теми, кто ее не прошел, туроператоры не сотрудничают. «Ситуация по регионам очень неравномерная, но для нас ключевыми являются обе столицы, пляжные направления, в первую очередь — Крым, — сказал Сергей Ромашкин. — Там все более-менее нормально. Острый дефицит мы видим на Алтае, на Камчатке, но, естественно, в высокий сезон. Я думаю, что зиму регионы могут использовать для того, чтобы гиды и экскурсоводы завершили работу по аттестации».
Эксперты отельного бизнеса также предупреждают своих коллег, что серые схемы больше работать не будут. На очереди — новые типовые договоры между оператором, агентом и туристом и более строгое отношение партнеров к описанию средств размещения, их соответствие категории.
Гендиректор Profi.Travel, соруководитель комитета по въездному туризму РСТ Алексей Венгин вернулся из поездки в Сочи и теперь делится своими впечатлениями и профессиональными оценками направления:
«4 года не прилетал в Сочи, и вот снова я тут... Вспоминаю мой первый приезд в 2014 году. Помню, как был потрясен новой городской инфраструктурой, крутыми сетевыми отелями, новенькими вокзалами, дорогами и развязками. Тот самый случай, когда Нью Васюки стали реальностью.
Уже 11 лет прошло. За это время Москва изменилась до неузнаваемости, а до моего родного Екатеринбурга дотянули автобан. Мне было интересно сравнить ощущения и посмотреть, что стало с Сочи за это время.
Плюсы отдыха в СочиПрирода и вайб остались прежними, и это прекрасно. Зеленые улицы, Черное море и +20 в ноябре. Летние кафе, неспешные прогулки, расслабленный ритм отдыха. При том, что в Москве уже холодно и иногда снег. Главный круглогодичный курорт страны полностью оправдывает своё название.
Появились десятки новых и очень классных ресторанов. Открылись крутые отели: «Гранд Каскад», «Мантера Суприм», санаторий «Кристалл». Скоро откроется «Лотте». Построили новый пляж «Ривьера», а на «Маяке» убрали заборы.
И... на этом обновления заканчиваются.
Минусы курортаВ остальном здесь все осталось как было. То, что в 2014 году выглядело современно и впечатляло, сегодня уже вызывает немало вопросов:
— Почему из центра города невозможно пройти к морю по земле с главной пешеходной улицы? — Почему на морском вокзале на тебя десятками набрасываются продавцы морских прогулок и торговцы всяким барахлом? — Почему в городе такое количество медиаэкранов, которые слепят рекламой? — Почему в курортном городе почти нет велодорожек? — Как на главной набережной появился искусственный газон? — Почему дендрарий выглядит так, будто обновлялся еще в советское время, и там нет ни одного приличного кафе?
Все это вызывает искреннее недоумение у людей, привыкших к новому уровню общественных пространств в большинстве городов России. Почему развитие главного курорта страны идет медленнее, чем в других городах?
При этом за последние годы Сочи рос так стремительно, что улетел в космос по цене. Курорт приобрел имидж дорогого. Но при этом сам город уже отвечает далеко не всем современным требованиям туристов. И если инфраструктура не развивается, то рано или поздно направление начинает терять привлекательность, особенно на фоне снижения потока и усиливающейся конкуренции.
Старые модели роста уже не работаютНа прошлой неделе я много общался с туроператорами и отельерами в Сочи. И по итогам этого года они уже уверенно говорят, что рост прекратился. Где-то падает глубина продаж, где-то сокращаются сроки проживания, и цены начинают двигаться вниз. В планах на следующий год у большинства стоит не увеличение объемов, а их сохранение.
Можно даже не брать в расчет дорогие билеты, перебои с мобильным интернетом и ночные сирены. Я думаю, что это временная история.
Но на фоне резко усилившейся конкуренции с зарубежными направлениями, снижения внутреннего потока и пока скромных перспектив по въездному туризму переживать за Сочи я начинаю еще больше. Турист стал куда более требовательным и чувствительным к соотношению «цена-качество».
Сочи входит в период, когда старые модели роста перестают работать. Курорту и местному бизнесу нужна новая стратегия: четкое позиционирование, проработанный продукт, грамотная работа с разными сегментами туристов, и каналами дистрибуции, понимание сезонности и конкуренции, и усиление маркетинга на внешних рынках. Просто плыть по инерции уже не получится.
Сочи уже доказал, что умеет меняться. Пришло время доказать это снова".

