В 2025 году авиабилеты подорожают минимум на 20%

В 2025 году авиабилеты подорожают минимум на 20%

Стоимость авиабилетов в 2024 году, по разным оценкам, выросла в среднем на 22-30%. В текущем году стоит ожидать подорожания перелетов еще минимум на 20%, считает независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. Profi.Travel публикует его авторскую колонку с подробным разбором ситуации.

«Для роста цен авиабилетов на 20% есть несколько причин. Во-первых, сокращение количества международных рейсов в Россию после авиакатастрофы с самолетом азербайджанской авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL). Во-вторых, проблема дефицита провозных мощностей у российских авиакомпаний пока только усугубляется. В-третьих, цена на топливо постоянно растет, как и стоимость ремонта, запчастей, а также аэропортовые сборы. Впрочем, появились и поводы для оптимизма. Давайте обо всем по-порядку.

Негативные последствия авиакатастрофы AZAL

Крушение самолета AZAL в Актау (Казахстан), выполнявшего рейс из Баку в Грозный 25 декабря 2024 года, оказало заметное влияние на пассажирское авиасообщение в России и международные рейсы. В результате инцидента наблюдается общее снижение доверия к безопасности авиаперевозок в регионах Кавказ и ЮФО. Сразу несколько иностранных авиакомпаний отказались от полетов в разные города России. Некоторые позже возобновили рейсы, как, например, flydubai в Минводы и Сочи, однако на такой шаг решились далеко не все.

Конечно, говоря о последствиях катастрофы под Актау, надо дождаться официальных выводов расследования международной комиссии, пока был опубликован только предварительный отчет. Несомненно, негативное развитие событий в результате обнародования итоговых результатов расследования причин катастрофы может привести к еще большему сокращению международных рейсов, что также повысит цену авиабилетов.

Надо сказать, что это происшествие самым неприятным образом наложилось на общие проблемы авиационных пассажирских перевозок в РФ. 2024 год был достаточно удачным для отрасли: пассажиропоток увеличился на 6%, до 112 млн человек, в том числе объем международных перевозок вырос на 25%, внутренних — на 1,2%. Но в 2025 году прогнозируется, что российские авиакомпании перевезут на 9% меньше пассажиров, чем в прошлом году.

Дефицит самолетов и запчастей

Среди других причин роста стоимости перелетов — дефицит провозных мощностей из-за недостаточного количества доступных самолетов. В 2025 году он никуда не исчезнет. Это связано, в том числе, с задержками в поставках новых отечественных моделей, таких как SJ-100 New и МС-21. Первый самолет с импортозамещенными системами в 2025-м пройдет сертификацию, поставки начнутся только в 2026 году. Производство SJ-100 прошлой модели прекращено в 2022-м. Первые поставки МС-21 могут начаться в четвертом квартале 2025 года, если все пройдет по плану.

Не лучше ситуация с импортными самолетами. Из-за проблем с обслуживанием более 50% парка Airbus в России приостановили полеты. Например, у авиакомпании S7 «на бетоне» 31 из 39 самолетов Airbus A320/321. По известным причинам авиакомпании начали использовать так называемый серый импорт и «каннибализацию» — разборку других самолетов для получения необходимых запчастей. Это создает риски для безопасности, так как не все детали будут новыми или соответствовать стандартам.

Также в список причин возможного будущего роста цен надо добавить увеличение стоимости ремонта и запчастей для самолетов из-за инфляции, рост аэропортовых и аэронавигационных сборов. Например, с 17 сентября аэронавигационный сбор увеличился на 37% для внутренних рейсов и в два раза — для международных.

У российских путешественников, безусловно, есть выбор. Есть аэропорты в ОАЭ, Турции, Иране, из которых летают по всему миру Emirates, flydubai, Turkish Airlines, Iran Air и др. Есть аэропорты Узбекистана и Казахстана, обслуживающие миллионы пассажиров в год — хабы Uzbekistan Airways и Air Astana, соответственно. Самолеты различных авиакомпаний летают из этих портов и в Нью-Йорк, и в Пекин, и даже в Австралию. Но, безусловно, и количество рейсов в целом, и их продолжительность из-за необходимости лететь со стыковкой, и цены — далеки от идеала.

Поводы для оптимизма

В свете возможной разрядки международных отношений российский бизнес ждет отмены санкций. И в первую очередь — «авиационных», по крайней мере, такую надежду дали в Американской торговой палате в России (AmCham Russia). Об этом сказал в интервью РБК ее председатель Роберт Эйджи.

Если снятие санкций со стороны США случится, вероятно, это приведет к снижению цен на авиаперевозки. Возобновление прямых рейсов увеличит конкуренцию, что обычно способствует снижению тарифов. Кроме того, использование более коротких маршрутов через российское воздушное пространство позволит авиакомпаниям снизить эксплуатационные расходы.

Самое главное — будет возможно восстановить поставки оригинальных запчастей для самолетов Boeing и Airbus. Это снизит риски, связанные с безопасностью и эксплуатацией воздушных судов, а также сократит сроки и стоимость технического обслуживания, поскольку российские авиакомпании получат доступ к официальным сервисам и запасным частям. Для авиакомпаний это означает возможность поддерживать эксплуатационную годность и продлевать срок службы самолетов, что критично, поскольку большинство российского авиапарка состоит из машин западного производства (Boeing, Airbus, Embraer).

Однако, если США отменят санкции, а ограничения ЕС сохранятся, ситуация улучшится на внутренних и международных рейсах вне стран Евросоюза. Полеты в ЕС останутся под запретом, российские авиакомпании не смогут пересекать европейское воздушное пространство из-за действующих ограничений. При этом возможен пересмотр лизинговых контрактов и легализация использования ранее арендованных самолетов, что расширит парк доступных лайнеров.

Как это повлияет на цены? Снятие санкций США позволит авиакомпаниям официально закупать детали и проводить регламентные работы. Это снизит расходы на обслуживание и приостановит рост цен на авиабилеты. Если откроются направления в США, конкуренция среди авиакомпаний возрастет, это приведет к умеренному снижению цен на международные перелеты. Произойдет некоторая стабилизация внутренних цен из-за доступа к запчастям и снижению затрат на ТО.

Хотя не надо забывать и о главной составляющей и причине волатильности цен на билеты — курсе валют и росте стоимости топлива. Даже при снятии санкций цены на авиаперевозки будут зависеть от этих факторов, что может нивелировать эффект от снятия ограничений».

14 марта МИД и Минэкономразвития России отменили рекомендации для граждан не посещать Абхазию, а для туроператоров и турагентов — не реализовывать туры в эту страну. После выборов президента, которые завершились 1 марта, республику вновь признали безопасной для россиян.

«С учетом стабилизации ситуации в Абхазии МИД России отменяет рекомендации. Россияне, желающие съездить в Абхазию, могут приступить к реализации своих планов», — сообщило ведомство. Минэкономразвития отменяет рекомендации и сообщает о возможности возобновления поездок и продажи туристических продуктов с посещением Абхазии, подтвердили коллеги.

Снятие рекомендаций произошло на следующий день, после того, как на открытие выставки «Интурмаркет» с такой просьбой от имени турбизнеса обратился к властям президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский. Решения ждали давно: еще во время действия рекомендаций между нашими странами состоялся первый рейс, да и туристы не прерывали поездок в Абхазию.

Об рейсе, кстати, напомнили и в сообщении МИД России. Там уточнили, что «для комфортного пребывания туристов совместными усилиями Москвы и Сухума создаются необходимые условия, включая реконструкцию сухумского аэропорта (он уже успешно принял первый тестовый рейс из России и планируется к официальному открытию в начале лета), расширение пропускных возможностей таможенного и пограничного пункта на границе двух государств в Адлере, качественное повышение потенциала местных лечебных учреждений и др».

В ведомстве добавили, что правоохранительные органы России и Абхазии находятся в постоянном контакте по вопросам, связанным с поддержанием правопорядка и безопасностью туристов.

Позитивный эффект состоявшихся в Абхазии выборов в отрасли уже заметили. Так, по словам представителей туркомпаний, только за первую неделю них спрос на поездки в эту страну у россиян вырос на 15-30%.

Напомним, 15 ноября 2024 года МИД и Минэкономразвития России в связи с внутриполитическими событиями в Абхазии рекомендовал российским туристам воздержаться от поездок, а туроператорам и другим участникам рынка — приостановить реализацию турпродуктов, связанных с посещением страны.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

13:06
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025