Авиабилеты из ОАЭ подорожали в 4 раза

Авиабилеты из ОАЭ подорожали в 4 раза

Авиабилеты из ОАЭ в Россию подорожали в 2-4 раза из-за эскалации израильско-арабского конфликта и отмен рейсов авиакомпаниями Air Arabia и Flydubai. При этом, по словам турагентов, не все туроператоры готовы компенсировать туристам стоимость рейса домой. О том, сколько стоят сейчас перелеты в РФ, когда они подешевеют, может ли считаться данная ситуация форс-мажором и обязан ли туроператор возвращать туристов за свой счет, эксперты рассказали Profi.Travel 17 июня.

Туристы не могут вылететь из ОАЭ и других стран

Из-за отмены части рейсов Flydubai и Air Arabia некоторые туристы застряли в третьих странах — стыковка в ОАЭ была невозможна и их не посадили на рейс в Эмираты. Порой туроператоры не могут предложить им ничего более конкретного, чем продление проживания до 21 июня, когда должна восстановить полеты Air Arabia. Другие путешественники не могут вылететь из ОАЭ — авиакомпания отменила рейс, обещает возврат средств, но не место у себя на борту.

При этом, если до обострения конфликта Ирана с Израилем авиабилет Дубай — Москва можно было купить и за 7-9 тыс. рублей, то перелет в ближайшие дни обойдется уже в 39-50 тыс. руб. На выходные Air Arabia предлагает авиабилеты за 21-22 тыс. руб., но есть сомнения в том, что рейсы возобновятся.

«Конечно, учитывая динамическое ценообразование, стоимость высокая. Но, например, вчера мы посадили пассажира на рейс «Аэрофлота», заплатив чуть менее 50 тыс. руб. Это нормальная цена. Сейчас нельзя ждать авиабилетов за 100 долларов, — прокомментировал Profi.Travel генеральный директор компании «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов. — Я думаю, что в ближайшие дни ситуация стабилизируется, потому что перевозчики сейчас активно решают проблемы своих пассажиров. Авиакомпания Flydubai уже полностью восстановила своё полетное расписание. Air Arabia организует вывозные рейсы. К тому же сейчас в странах Ближнего Востока — низкий сезон, и колоссального ажиотажа нет. В основном проблемы касаются транзитных пассажиров. К счастью, перевозки достаточно и найти билеты можно».

Обязан ли туроператор вернуть туриста домой?

В основном туроператоры сами стараются вывезти пассажиров и приобретают им перевозку за свой счет. Как быть, если этого не происходит, объяснила юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская.

«Организованные туристы в этом случае защищены больше самостоятельных ,поскольку туроператор несет полную ответственность за свой турпродукт, — уточнила она. — Учитывая, что какие-то рейсы вылетают, а другие — из-за особенностей авиапарка — нет, мы можем сделать вывод, что это не форс-мажор. Конечно, на практике судебные решения могут быть иными, поскольку каждая ситуация индивидуальна. И все же здесь, скорее, можно говорить о сложностях, которые возникли у конкретного туроператора, но не о форс-мажоре».

Таким образом, туроператор обязан доставить туриста обратно. А если клиенту пришлось приобретать билеты самостоятельно, то он имеет право потребовать компенсацию этих расходов

Обязан ли туроператор продлить проживание в равноценном отеле?

При накладке с вылетом на родину туроператор обязан продлить туристу проживание, уточнила юрист. При этом у компании нет обязательств предоставить отель равноценный тому, в котором клиент оплатил отдых.

«У меня были обращения от туристов, которые жили в отеле 5*, а после отмены рейса туроператор заселил их в 3*. Или была система «Все включено», а предоставили гостиницу на завтраках. Это все в рамках закона», — пояснила Мария Чапиковская.

Как быть, если авиакомпания возвращает только деньги?

Сложнее, подчеркнула юрист, самостоятельным туристам. Как правило, в случае отмены рейса авиакомпания возвращает деньги за купленный авиабилет. Не факт, что она компенсирует стоимость нового — а ведь цена может быть намного выше.

«Судиться с иностранной авиакомпанией можно в том числе и на территории России. Но не факт, что у перевозчика есть здесь представительство. Кроме того, в таком случае применяются другие нормы. Так, если задержка или отмена рейса объясняются безопасностью полетов, то компенсация убытков обычно не производится», — подчеркнула Мария Чапиковская.

«Мне кажется, что 2025 год войдет в историю России как Год Великой жадности. Такое ощущение, что не все, но очень многие предприятия, организации, компании и госструктуры решили устроить соревнование: «Кто больше поднимет цены и постарается этим удивить всех вокруг и самих себя», — так описал обстановку в Сочи председатель экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС Дмитрий Богданов у себя в соцсетях.

В Сочи — «Год великой жадности»

«Я вчера прошел почти 14 тысяч шагов, посмотрел две набережных, 6 ресторанов, заглянул в «Море молл», там пообщался с продавцами магазинов. Везде пусто. Посетителей, покупателей мало. Очень мало. Никакого начала сезона никто не чувствует. Цены просто улёт — бокал пива в пабе — почти 1000 руб., небольшой молочный коктейль в кафе — 420 руб., лежак на пляже — до 11 000 руб. Про цены на ряд отелей и санаториев — не говорю. Авиабилеты и ж/д тоже поводов для радости не дают.

Налоги, неналоговые платежи, административная нагрузка со стороны государства растет и растет, как не в себя. Реально 2025 год становится у нас на глазах Годом Великой жадности.

Я уже лет 20 учу и своих сотрудников, и коллег, что заработок для отеля и ресторана — не в высоких ценах, а в минимизации простоев номерного фонда или столиков в заведении. Но эта простая истина вообще не очевидна целому поколению владельцев и менеджеров.

И, скажу честно, ничем хорошим это точно не закончится. Но выздоровление будет очень и очень болезненным», — написал Дмитрий Богданов.

За два года цены выросли втрое

В комментариях к его посту мнения разделились. Часть пользователей поддерживают автора, приветствуя того, кто наконец-то честно говорит о ситуации с ценами в Сочи. Подтверждают, что тенденция была заметна еще до летнего сезона — по их наблюдениям, те туристы, которые традиционно приезжали в Красную поляну, этой зимой выбрали Шерегеш, Манжерок или Архыз.

На некоторые услуги за последние два года цены в Сочи подскочили в три раза — делятся своим опытом наблюдатели.

При этом рост цен, по мнению экспертов, — не главная причина негатива. Ключевое — это несоответствие качеству. «Цены в заведениях на побережье выросли до уровня ресторанов Новикова, а меню уменьшилось в два раза, и нормальная кавказская кухня просто исчезает. Стало невкусно, как будто без души. То есть высокая цена — не гарант качества. Вот в чем ужас», — делятся наблюдатели. «Уха без рыбы» за большие деньги и хамство в ресторанах и отелях, которые позиционируют себя как люксовые объекты, — подтверждают в комментариях.

Заработать сегодня, потому что завтра может не быть

Но есть и альтернативные мнения. Оппоненты отмечают: дело не в жадности предпринимателей, а в тех условиях, в которых сегодня приходится существовать местному бизнесу. Логика следующая: взять тот же пляж в аренду нынче очень дорого, но главное даже не в стоимости, а в рисках. Смысл такого ценообразования в том, что бизнесмену приходится постоянно опасаться: а вдруг больше заработать не удастся в принципе? Нет гарантий, что этот пляж ему «позволят» арендовать следующим летом или же не поднимут цену так, что это будет невыгодно. А значит надо не просто окупить вложения за один сезон, но и заработать с тем расчетом, что следующего может и не быть.

Прежде чем осуждать рестораторов за повышение цен, предприниматели рекомендуют посмотреть на ценники в магазинах, а также вспомнить, что HoReCa нуждается в премиальных продуктах, стоимость которых вообще «улетела в космос». К тому же постоянно растут расходы на зарплату персонала, который сегодня порой зарабатывает в итоге больше чем какой-нибудь мелкий предприниматель. При этом работать в ноль ресторан тоже не в состоянии.

В отельном бизнесе та же ситуация: дорого все — аренда с учетом повышения кадастровой стоимости земли на 30-40% в год, строительство и отделка, ремонт плюс зарплаты сотрудникам, налоги. Любопытно, что из этой логики у оппонентов автора поста вытекает следующий примечательный аргумент: «По этой же причине и стоимость проживания высокая, потому что опусти цены, приедет такой клиент, после которого ремонт будет дороже стоить, чем доходы». В пример приводят «одну известную компанию» в бывших «Горках», которая сдавала номера по 500 руб., после чего им потребовался полный ремонт.

Местный бизнес настаивает: критиковать горазды теоретики. А на практике приходится на все растущие расходы бесконечно доставать деньги из своего кармана. «А если их там недостаточно — брать займы (сейчас это по огромной процентной ставке). А после сезона это надо еще вернуть — самому из своих заработанных, а не из кармана инвестора», — напоминают предприниматели. А если вдруг сезон не удался, то придется «продавать что-то из нажитого непосильным трудом, чтобы расплатиться с кредиторами. Вот тогда и подумаешь о ценообразовании и что лучше: один раз по 100 или десять раз по 10».

Богатство — не от высоких цен

Сам автор поста не видит противоречий его основной мысли и тех примеров, которые приводят предприниматели, объясняя подорожание услуг в Сочи. И повышение кадастровой стоимости земли на 30-40% в год, и размера аренды помещений от собственника на 20-25% ежегодно — все это выражения той самой жадности, о которой, собственно, и речь. «Это не рыночная экономика от слова „совсем“. В рынке он (собственник — прим. ред.) не поднимал бы цены, а строил еще помещения в аренду. А это — именно жадность и злоупотребления на олигопольном рынке», — поясняет Дмитрий Богданов.

Что касается примера с номерами по 500 руб. за ночь, то он совсем не подтверждает необходимость задирать цены, а наоборот, свидетельствует о том, как неправильное ценообразование приводит к катастрофе. В тех случаях, когда стоимость не соответствует качеству и не рассчитана с учетом долгосрочных планов, обычно и возникают подобные перекосы. Сначала, в надежде на быструю прибыль, отельеры поднимают стоимость выше границ разумного, потом, не получив загрузки, на которую рассчитывали, начинают демпинговать, опуская стоимость номера так, чтобы его купил хоть кто-то. Итог обычно оказывается плачевным.

«Богатство рождается не от высоких цен, — говорит Дмитрий Богданов. — Наоборот, богатство рождается от постоянного и большого потока денег, а они приходят туда, где цены разумны и адекватны. Но такого сейчас в Сочи мало. Увы».

При этом в разговоре с корреспондентом Profi.Travel представитель АМОС отметил, что такие примеры все же есть. «В курортных зонах юга России существуют компании, которые осознанно подходят к ценообразованию и не стесняются и снижать цены при необходимости, обеспечивая при этом достойное качество услуг. Но в целом нашей сфере необходимо несколько лет серьёзной учёбы, чтобы вот таких маркетинговых ошибок с неправильной ценовой политикой было как можно меньше. Только тогда мы получим совершенно иной, качественный рост внутреннего туризма», — заключил он.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

19:07
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025