В Михайловском замке открылась грандиозная портретная выставка «В зеркале судьбы»

В Михайловском замке открылась грандиозная портретная выставка «В зеркале судьбы»

Выставка «В зеркале судьбы» разместилась в парадных залах Михайловского замка. Произведения Крамского, Репина, Тропинина других выдающихся мастеров. В центре экспозиции — шедевр Карла Брюллова, который российский зритель увидел впервые.

Царедворцы в боярских нарядах, заняты обсуждением дипломатических задач. Согласно тайному наказу царя, послы должны были потребовать от заморского монарха возврата долга. Групповой портрет участников посольства 1662 года по случаю восшествия на престол короля Карла Второго открывает зал самых ранних произведений выставки.

«Понятие «Портрет» для русского искусства свойственно лишь с начала петровского времени. С начала XVIII столетия. Но живопись портретная развивалась еще из XVII столетия», – сказал Григорий Голдовский, заместитель генерального директора по научной работе Государственного Русского музея.

Три сотни лет и три сотни лиц. На самой многолюдной экспозиции очень важные персоны наблюдают за зрителем со всех сторон. По словам организаторов каждое второе произведение представлено в новом контексте. Например, в апартаментах камер-фрейлины Протасовой вновь сошлись портреты из разных городов, которые изначально были написаны как парные.

Выставка воссоединила разлучённую семью. Впервые за долгие годы супруги Иван и Анна Муравьёвы-Апостолы, изображённые с детьми — вместе. Один из женских портретов — из собрания Русского музея, второй из Пушкинского дома, а мужской – хранился в Новгородском музее-заповеднике.

Здесь самые яркие представители своего времени, от гениальных учёных и доблестных полководцев до знатных княгинь и служителей церкви. А вот из золоченной рамы как бы свысока смотрят фавориты императорского двора Иван Шувалов и Григорий Орлов. Славная история светлейших князей и обер-камергеров в серебре информационных стендов. Но «золото» однозначно у шедевра Карла Брюллова «Портрет семьи Мариетти». Экспонату отдали целый Георгиевский зал. Художник Брюллов дружил с Мариетти. С особой любовью изобразил всех героев портрета. После смерти главы семьи, картина попала в частные руки. И только благодаря усилиям Русского музея впервые экспонируется в России.

«Я абсолютно уверен в том, что это произведение в иерархии работ замечательного, русского художника мирового уровня занимает второе место, после «Помпеи». По живописной силе, по выразительности, по искренности восприятия персонажей», – отметил Григорий Голдовский, заместитель генерального директора по научной работе Государственного Русского музея.

Герои этих картин спустя много лет станут значимыми фигурами и видными общественными деятелями. Галерея детских портретов. Похожий на маленького принца, мальчик с персиком, кисти неизвестного художника, в фондах Русского музея долго был безымянным. И только по пути на выставку, благодаря исследовательской работе, удалось выяснить, что перед нами будущий герой Отечественной войны 1812-го года — граф Михаил Воронцов.

«Мы не могли этого ни сделать ни представить, изумительно. Потрясающий детский портрет. Ты просто видишь эти лица восхитительные и понимаешь, что вот эти фамилии – и ты знаешь, что будет дальше с этими детьми. Потому что они принадлежат крупному дворянскому роду», – сказала Алла Манилова, генеральный директор Государственного Русского музея.

В изумрудном бархате тронного зала красуются фрейлины, статс-дамы, военные. Светлейший князь и генерал-фельдцейхмейстер Платон Александрович Зубов — в зените своей власти. В костюме кавалера ордена Св. Андрея Первозванного позирует художнику, без тени сомнения, что займет достойное место в истории государства Российского.

Анфилады и парадные залы Михайловского замка превратились в одну большую галерею. То чувство, когда в буквальном смысле оказываешься лицом к лицу с историей. Причем порой кажется, что не мы смотрим в лица давно ушедших эпох, а люди сквозь века пронзительно вглядываются в нас.

Вдумчиво, словно пытаясь проникнуть в мысли художника, рассматривают посетители портреты героев давно ушедших эпох. Интересно все. Детали изображения, подчеркивают особенности характера и личности героев полотен.

Интерес к внутренней жизни человека и стремление запечатлеть уникальные черты характера возрастают в девятнадцатом веке. Каноничный портрет с иконописными чертами становится более естественным. Взять хотя бы острый, словно скальпель, взгляд с прищуром хирурга Николая Пирогова. Репин написал всего за четыре сеанса. Рядом — работа Крамского, изображение врача Сергея Боткина. Современники писали: этот портрет пробуждает чувство национальной гордости.

Живописные свидетели давно ушедших времен – три века истории страны здесь рассказывают не события, а лица. 150 знаменитых художников и ровно вдвое больше героев на их полотнах. В дальнейшем выставка расширится до размеров Российской национальной портретной галереи. В нее войдут и портреты людей, которые изменили историю уже двадцатого века. Живописные страницы художественной летописи страны.

 

Телеканал Санкт-Петербург Телеканал Санкт-Петербург

01:05
40
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025