В Минпросвещения рассказали как снизить нагрузку на детей и учителей
Впервые в школьные программы включили поурочное планирование для каждого класса. Единое содержание, последовательность тем и объем их изучения позволят ребенку даже при переезде в другой регион не заблудиться в потоке учебной информации. А на ЕГЭ и ОГЭ ученики будут сдавать только то, чему их учили на уроках. Что еще нового будет в школах в 2025-2026 учебном году, «Парламентской газете» рассказали в Институте развития, здоровья и адаптации ребенка и Институте содержания и методов обучения имени В.С. Леднева, подведомственных Минпросвещения.
Понятия и требованияС 1 сентября в жизни школ произойдут важные изменения, следует из приказа Минпросвещения от 9 октября 2024 года № 704.
Единое поурочное планирование сократит время работы педагогов с документами и учебную нагрузку на школьников. Оно коснется таких предметов, как русский язык, литературное чтение, литература, история, обществознание, география, окружающий мир, труд (технология), основы безопасности и защиты Родины. Закрепят понятие контрольных работ, их продолжительность, максимальное количество, в том числе практических и всероссийских проверочных работ — не более 10 процентов учебного времени. Определят перечни (кодификаторы) требований к метапредметным и предметным результатам освоения основных общеобразовательных программ при проведении федеральных и региональных процедур оценки качества образования.«Еще новация — синхронизация программ с ОГЭ и ЕГЭ. По каждому учебному предмету указан перечень элементов содержания для проверки на ОГЭ и ЕГЭ, что исключает дублирование тем и избыточную подготовку вне рамок школьного курса», — рассказали «Парламентской газете» в пресс-службе Минпросвещения.
Кроме того, обновлены рабочие программы по предметам мировоззренческого цикла — истории и обществознанию, уточнили в ведомстве.
Депутат Лантратова: СНГ нужен учебник, рассказывающий о роли каждой страны в войне Не заблудиться в истории
По словам руководителя Института содержания и методов обучения имени В.С. Леднева Максима Костенко, синхронизация рабочих программ с кодификаторами ОГЭ, ЕГЭ и ВПР гарантирует, что, придя на экзамен, ребенок не столкнется с заданиями не из школьной программы. Это существенно снизит экзаменационную тревожность, характерную для большинства детей.
© Игорь Самохвалов/ПГ
А поурочное планирование по каждому классу, единое содержание, последовательность тем и объем их изучения позволят при переходе из одной школы в другую избежать ситуаций, когда, например, из курса истории выпадает тема про Сталинградскую битву. Такой подход учитывает оптимальную логику изучения предмета и разгружает учителей, к которым прибывают новички.
«Обновленная программа по обществознанию направлена на то, чтобы ребенок понимал не только как функционирует общество и государство, но почему это его непосредственно касается, почему он должен в этой социальной механике разбираться, как это соответствует его интересам, — считает Максим Костенко. — Обновленная программа по истории позволяет изучать историю родного края с учетом региональных особенностей».
Чрезмерное, нерегулируемое количество контрольных работ, по его мнению, вынуждало детей часть программы учить самостоятельно и часто заставляло родителей искать репетиторов. А без такой перегрузки можно сосредоточиться на учебе, а не на получении оценки. При этом постоянная, но разумная проверка знаний помогает видеть прогресс и мотивирует к новым успехам.
Минпросвещения: Школьники ДНР и ЛНР не выбирают украинский язык для изучения Конструктор под рукой
Единые требования к учебным предметам уже отразили в конструкторе рабочих программ, разработанном Институтом содержания и методов обучения и размещенном на сайте «Единое содержание общего образования».
«Любой педагог страны буквально за 10 минут может создать программу по своему предмету в соответствии с поурочным планированием, — рассказал «Парламентской газете» Максим Костенко. — Там же предлагаются методические материалы к урокам и дополнительный образовательный контент — задания для текущего оценивания, упражнения для развития функциональной грамотности, виртуальные лабораторные работы».
Единые требования помогут более точному исполнению законов, уверена директор Института развития, здоровья и адаптации ребенка доктор педагогических наук Елена Приступа:
«Во-первых, создается единое образовательное пространство, что особенно важно для обеспечения равного доступа к качественному образованию независимо от региона проживания ученика. Во-вторых, устанавливается четкий порядок организации учебного процесса, включая распределение учебных часов по предметам и темам, что положительно скажется на планировании образовательной деятельности. Это особенно актуально в условиях, когда многие учителя сталкиваются с перегрузкой и неопределенностью в распределении обязанностей».
На равных© Тимур Ханов/ПГ
Еще несколько положительных моментов назвала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская:
«Предметы будут изучать в одинаковом темпе, а их порядок в течение недели станет более сбалансированным. Школы смогут адаптировать расписание под свои особенности, но в рамках строгих федеральных требований. Долгое время школы сами определяли программу обучения и учебные пособия».
Кроме того, дети из всех регионов страны смогут получать качественные знания на равных условиях. Раньше при переходе из одной школы в другую ребенок нередко оказывался в числе отстающих, потому что в новой — иные программа и учебники.
Политик напомнила, что с 1 сентября вступают в силу единые нормы часов работы педагогов в неделю за ставку зарплаты в зависимости от должности.
«Например, для старших преподавателей, советников директоров по воспитанию продолжительность рабочего времени для полной ставки составляет 36 часов, — уточнила Скаковская. — Учителя-дефектологи или учителя-логопеды должны будут работать 20 часов. Для учителей такая норма — 18 часов. Педагог может трудиться больше или меньше, чем установлено, но только с письменного согласия».
Детей можно будет называть только разрешенными именами