В Невской ратуше прошел необычный концерт: музыка Чайковского в стенах делового центра

В Невской ратуше прошел необычный концерт: музыка Чайковского в стенах делового центра

Репетиция начинается задолго до выхода оркестра — в Невской ратуше выстраивают сцену, и она должна сиять. По периметру закрепляют десятки фонарей разной мощности, протягивают сотни проводов. Главная задача — обеспечить «чистый» звук.

«Всю линию надо проверить, начиная от подключения, прохождения сигнала, чтобы это ничего не зудело, не пищало, не свистело. Все 64 канала надо ручками пройтись, от первого до 64», — поделился звукорежиссер Феликс Баев.

Первыми места занимают не музыканты — их инструменты. И если со струнными и духовыми артисты предпочитают не расставаться, то ударные литавры помогают разгружать в четыре руки.

— Достаточно, достаточно тяжелая. Сколько весит? Килограммов 10, наверное.

С тяжестью труда и искусства свыклась Ольга Чапкевич — двухметровую арфу даже сдвинуть сложно. Творческую карьеру она начала у станка — работала помощником мастера на арфовом заводе. Так что с античным инструментом давно на «ты» — сыграет что угодно. Но на вопрос, что любит слушать, смеется: музыки ей хватает на сцене.

«Я так устаю от музыки, что стараюсь ее в свободное время как можно меньше слушать. Люблю радиоспектакли. Я всё-таки ушастый человек, ушками воспринимаю мир, и я очень люблю голоса любимых актеров — Плятт, Раневская», — рассказала артист Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга Ольга Чапкевич.

Как и у любой звезды, главная роль в оркестре у каждого. Партитуры знакомы наизусть — Чайковский, Шостакович, Глиэр. В какой момент вступить и как подхватить мелодию — помнят даже без дирижерской палочки.

«Тембр кларнета очень напоминает человеческий голос, и все соло кларнета в оркестре — это украшение», — отметил артист Губернаторского оркестра Санкт-Петербурга Леонид Жмурко.

«Ему поручаются чаще всего лирические партии, душевные, где нужно выразить чувства, эмоции, — это всё передается габою. Слышите, как мягко, красиво звучит инструмент», — поделилась артист Губернаторского оркестра Санкт-Петербурга Ольга Лазарева.

А чтобы услышали последние ряды, — требуется немало усилий. Зритель и не поймет: оркестр почти в экстремальных условиях.

Генеральный прогон за день до концерта — это всегда творческий и волнующий процесс. Самое главное — понять акустику зала, который фактически не предназначен для музыки. Ратуша окружена окнами, они ведут в офисные помещения. Звук отлетает от стекол, как мяч.

Но этим виртуозам под силу всё — они легко играют и в Эрмитаже, и в заводских цехах. Чтобы не допустить ни одной фальшивой ноты, — думают на три, а то и пять тактов вперед. На долгое знакомство с новой площадкой времени нет: в Невской ратуше они впервые.

«Можно сравнить скорее с Петрикирхе, какими-то церквями, когда ты хлопнул — это полетело, и секунд семь-восемь оно еще возвращается назад, а ты уже дальше должен играть. Всё одно на другое наслаивается, — акустика непростая», — добавил главный дирижер Губернаторского оркестра Санкт-Петербурга Максим Алексеев.

Сыгрались быстро — и вот в атриуме, где обычно слышится только стук каблуков, звучит классика. Щелкунчик побеждает мышиного короля, принцесса Аврора просыпается от вечного сна, а Оддета вновь превращается в прекрасного лебедя.

Концерт приурочили к дню рождения Невской ратуши — административный центр открылся в 2018 году. Сейчас здесь кабинеты и приемные городских комитетов — этажами выше обсуждают вопросы промышленности, торговли, финансов, образования и науки. Но на один вечер главными документами стали нотные листы.

«Это довольно непривычно — видеть в холле Невской ратуши оркестр. Тем не менее, современные пространства, которые создаются городом, для города, для жителей, часто являются такими пространствами-трансформерами», — рассказал вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский.

Спешащие домой чиновники Чайковского услышать не ожидали — Евгений Панкевич, который курирует развитие туризма, на своем рабочем месте теперь и сам немного турист.

«Я лично это испытываю в первый раз, когда ты выходишь с работы и можешь попасть на полноценный концерт классической музыки», — отметил председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Евгений Панкевич.

Деловому центру семь лет — по меркам человека еще ребенок. Но праздник не только у него — для губернаторского оркестра этот год юбилейный. Почетное восьмидесятилетие музыканты встречают с размахом — выступления на самых неожиданных площадках продолжатся. Их ждут гастроли в Москве, Сочи, городах Европы — голос Петербурга звучит торжественно в любой акустике.

 

Телеканал Санкт-Петербург Телеканал Санкт-Петербург

02:05
35
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025