В СФ поддержали идею обязательной сертификации электровелосипедов
В ПДД нужно внести изменения, связанные с разграничением между средствами индивидуальной мобильности (СИМ), велосипедами и мопедами, а также необходимо установить обязательную регистрацию СИМ, считает зампред Совета по развитию цифровой экономики при СФ, первый замглавы Комитета верхней палаты по конституционному законодательству и госстроительству Артём Шейкин.
Ранее депутат петербургского Заксобрания Алексей Цивилёв направил письмо главе Минпромторга Антону Алиханову, где напомнил, что с 2022 года объём рынка электровелосипедов растёт ежегодно на 30-40%, а их доля в общем велорынке - свыше 35%. При этом сейчас устройства с двигателем до 250 Ватт и скоростью до 25 км/час не подлежат обязательной сертификации, что создаёт риски для потребителей и участников дорожного движения.
Так, по данным МВД, в 2024 году зарегистрировано 1254 ДТП с участием электровелосипедов. В них погибли 34 и получили ранения 1257 человек, из них 96 детей. Почти половина случаев ДТП связаны с курьерами.
Примечательно, что сегодня более 60% электровелосипедов на российском рынке — китайская продукция, не всегда соответствующая требованиям безопасности. Поэтому депутат предложил ввести обязательную сертификацию для всех электровелосипедов, включая маломощные модели, и для компонентов, таких как тормоза, цепи и аккумуляторы. Также, сообщает «Парламентская газета», предлагается официально закрепить категории этих СИМ: категория А – для средств со скоростью до 25 км/час и мощностью 250 Ватт, а категория В - со скоростью до 45 км/час, их приравняют их к мопедам.
Кроме того, предлагается включить в стандарты требования к аккумуляторам, в том числе касающиеся перегрева, короткого замыкания и ограничения скорости и маркировать параметры электровелосипедов по мощности и скорости.
По мнению сенатора Артёма Шейкина, введение обязательной сертификации для электровелосипедов и их компонентов может способствовать повышению безопасности и качества продукции. В то же время, считает он, нужно обеспечить баланс между безопасностью, доступностью товаров для потребителей, а также в целом возможностью реализовать инициативу, включая наличие достаточного количества профильных лабораторий для технической оценки этих транспортных средств.
В первую очередь считаю важным ввести необходимые изменения в ПДД, которые предусматривают четкое разграничение между СИМ, велосипедами и мопедами, — это назревший шаг, который, безусловно, повлияет на повышение уровня безопасности на наших дорогах
Артём Шейкин, первый зампред Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительствуКроме того, считает парламентарий, нужно установить обязательную регистрацию СИМ. Это, на его взгляд, не только позволит идентифицировать нарушителей и повысит прозрачность установления ответственности, но и в целом будет мотивировать самих пользователей более ответственно относиться к вопросам безопасности и соблюдения правил.
Напомним, сейчас в Госдуме на рассмотрении находится подготовленный сенаторами законопроект о штрафах для пользователей электросамокатов и велосипедов. Документ, который вносит изменения в КоАП, принят в первом чтении.
Ранее Артём Шейкин предлагал службам доставки штрафовать курьеров, ездящих не по правилам. Он считает, что работодатели должны следить, чтобы их доставщики соблюдали правила дорожного движения.