В «Турпомощи» рассказали о новом механизме страхования ответственности туроператоров

В «Турпомощи» рассказали о новом механизме страхования ответственности туроператоров

«Туроператорам всё сложнее оформлять страховку, эта тенденция набирает обороты, оставляя рынок в подвешенном состоянии. Но с 1 сентября вступает в силу новый механизм — Общество взаимного страхования, который обещает стать альтернативой традиционным инструментам», — напомнили в ассоциации «Турпомощь». Соответствующая поправка была внесена в часть шестую ст. 17.1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» еще в конце прошлого года. Центробанк в ближайшее время должен озвучить требования к фондам ОВС для туроператоров. Об особенностях нового на туррынке вида страхования эксперт «Турпомощи» 13 мая рассказал Profi.Travel.

Как напомнили в ассоциации, модель ОВС требует участия не менее пяти юридических или физических лиц, которые учреждают общество, с максимальным количеством членов до 500. Взносы членов формируют общественный фонд взаимного страхования. С 1 марта 2025 года его минимальный размер установлен на уровне не менее 50 млн руб.

«Но требования к размерам фонда будут устанавливаться Центробанком в соответствии с требованиями в целом по уровню страхования ответственности в туризме», — пояснил советник по вопросам безопасности ассоциации «Турпомощь» Владимир Ященко. По его словам, туроператоры и другие участники рынка могут создать своего рода потребительский кооператив, застраховать сами себя путем создания фонда. Однако, компании будут должны быть готовы довериться коллегам и частично взять на себя риски друг за друга.

При этом, как уточнили в «Турпомощи», для крупных туристических компаний, действующих в рамках нескольких юридических лиц под единым брендом, создание монобрендового ОВС является наиболее предпочтительным и эффективным решением, обеспечивающим индивидуализированное управление рисками и операционную согласованность.

Плюсом создания ОВС в ассоциации назвали то, что все взносы остаются собственностью членов, включая излишки, а это исключает безвозвратные потери, связанные с традиционным страхованием. Фонд может стать достаточным, соответственно, платить взносы не придется.

Появится так называемый «золотой полис». «Если из этого фонда не будут взиматься деньги на покрытие страховых случаев, то он может достичь определённого уровня, согласно требованиям Центробанка, и перестать пополняться», — пояснил Владимир Ященко. При выходе из ОВС компания сможет забрать свой взнос.

«Национальная ассоциация обществ взаимного страхования (НАВС) прогнозирует, что долгосрочные операции без убытков могут снизить затраты на страхование практически до нуля, достигая значений, при которых риски полностью покрываются накопленными резервами», — говорится в сообщении «Турпомощи».

Кроме того, за счет объединения ресурсов ОВС минимизирует финансовые последствия страховых случаев, снижая вероятность катастрофических потерь для отдельных членов. «Анализ «Турпомощи» показывает, что монобрендовое ОВС, состоящее из организаций под единым управлением, дополнительно снижает риски за счет согласования интересов и минимизации недобросовестной конкуренции», — пояснили в ассоциации.

Видят плюсы эксперты и для туристов: ОВС гарантирует надежную финансовую защиту, гарантийный фонд, аналогичный ФПО, обеспечивает оперативную компенсацию в случае дефолта оператора.

Конечно, нельзя исключать, что возникнет кризисная ситуация, аналогичная тем, что были в 2020-м,2022-м годах. «Но иностранные практики показывают, что фонды ОВС практически никогда не снижаются больше, чем на 25%. Кроме того, фонд взаимного страхования не исключает иных страховых механизмов», — подчеркнул Владимир Ященко.

Как уточнили в ассоциации, «Турпомощь» выступает не просто наблюдателем, а катализатором внедрения ОВС. В качестве координатора этой инициативы она готова оказывать турбизнесу экспертную поддержку в освоении возможностей ОВС, чтобы переход к этой трансформационной модели был плавным.

Напомним, ранее мы сообщали, что перечень страховщиков по договору страхования ответственности туроператоров дополнен обществом взаимного страхования (ОВС). Тогда директор филиала страховой компании ЕВРОИНС «Туристическое страхование» Юлия Алчеева подчеркивала, что на рынке давно говорили о том, что нужен альтернативный инструмент, кроме страхования ответственности. Она уточняла, что для создания ОВС необходимо, чтобы все участники были из одной отрасли, но главное — они должны быть готовы взять на себя субсидиарную ответственность за риски друг друга.

«Есть еще один нюанс: ущерб покрывается из фонда, который формирует ОВС. Но, если этих средств будет недостаточно, то все страхователи — члены общества обязаны солидарно возместить ущерб», — поясняла эксперт.

Уже две недели все иностранцы, в том числе и россияне, въезжают в Таиланд по новым правилам. С 1 мая стало обязательным заполнение специальной формы и получение электронной карты прибытия TDAC. Сначала возникали проблемы. Например, авиакомпании отказывались сажать пассажиров на рейс без TDAC. Активизировались и мошенники. О том, как власти Таиланда решали эти проблемы, есть ли сложности сейчас, сегодня, 13 мая, эксперт рассказал Profi.Travel.

«Когда новые правила вступили в силу — 1 мая — некоторые авиакомпании, например, Turkish Airlines отказывались сажать на рейс пассажиров, у которых не было TDAC. При этом не все туристы знали о новых правилах. Кроме того, заполнить форму можно и в аэропорту прибытия, — рассказал Profi.Travel владелец принимающей компании Travely, член Российского союза туриндустрии Павел Неон. — Но в последнее время я не слышал о сложностях. Видимо, тайские власти объяснили авиакомпаниям, что такие отказы в посадках на рейсы — неправомерны».

Кроме того, по его словам, после внедрения новой системы активизировались и мошенники. Появились клоны официального сайта, на котором необходимо заполнить анкету, чтобы получить TDAC. Фальшивые порталы выглядят очень похожими на настоящий, но требуют за получение электронного разрешения на въезд деньги. «Но Таиланд — популярное направление, новости быстро разлетаются. Полагаю, все туристы в курсе, что платить за TDAC не нужно», — подчеркнул Павел Неон.

Никаких коллапсов в аэропортах после внедрения новых правил, по его словам, не произошло. Очереди не увеличились. «Эту анкету можно заполнить по прибытии в аэропорту. Турист может подключиться к бесплатному Wi-Fii, зайти на этот сайт и все заполнить», — отметил Павел Неон.

Однако, туроператоры и турагенты предупреждают туристов, что QR-код, который приходит после заполнения анкеты, необходим для въезда и лучше получить его перед вылетом. Но сделать это можно не ранее чем за 3 дня до рейса.

Ранее в компании Space Travel рассказывали, что специалисты туроператора сайт уже изучили, там все работает, интуитивно понятно, и никаких проблем туристам не создаст. «Такие анкеты действуют в ряде других стран региона, например, в Индонезии, и там ни у кого никаких сложностей их заполнение не вызывает», — добавили в компании.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

20:06
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025