«Военную летопись» Петербургской филармонии восстанавливают в центре реставрации в Рождествено

«Военную летопись» Петербургской филармонии восстанавливают в центре реставрации в Рождествено

Заплатка из желтой архивной бумаги — на «трамвайку». Так называли афиши, которые зазывали зрителей прямо в вагоне. Позже и сами трамваи, и концерты с этих объявлений станут символами Победы. Поэтому здесь восстанавливают не бумагу — историю подвига.

«Я прежде всего знакомлюсь, в чем исполнении, дирижера узнаю, чему посвящен конкретный лист. Очень интересно отслеживать по датам, до 1944 года дожили не все», — отметил реставратор Международного центра реставрации Виталий Грошев.

Реставраторы говорят: каждая афиша для них звучит. Подлатали анонс концерта от 12 мая 1943 года, на очереди — легендарная Седьмая симфония.

«Пациентов» в зависимости от повреждений лечат по разному. Сначала фотографируют и фиксируют ущерб. Литературный концерт по Льву Толстому от 1944 года время не пощадило — афиша была уличная.

«Я приближаю экран и мы очень хорошо наблюдаем, что претерпела эта афиша. Этот предмет имеет изъяны, трещины, замятости, проколы», — подчеркнул художник фотографии Международного центра реставрации Александр Пастеев.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

На следующем этапе афиши купают. Как в «Коньке-горбунке» — каждая пройдет через три ванночки с живительными растворами. Проточная вода, дистиллированная и меловой концентрат. Желтыми разводами утекает все, что впитала бумага — пыль, копоть и иногда следы пороха.

«Бумага — один и самых сложных видов работ, мы все знаем, насколько она хрупкая и задача у реставраторов — не привести в первоначальный вид, но сделать так, чтобы они не разрушались дальше», — отметила директор Международного центра реставрации Татьяна Черняева.

Одновременно с реставраторами работают и историки: составляют хронологию концертов и пополняют биографии музыкантов.

На тех военных афишах и информация встречалась военная — например, концерт 1 января 1943 года. Мравинский. Написано: цены повышены, но никто не возмущался. Весь сбор с концерта направлялся в фонд постройки авиаэскадрильи.

Искусство в блокадном городе стало частью общей борьбы. Большой зал не только не прекратил работу — сыграли рекордные 120 концертов. В дневнике директора Ленинградской филармонии Бориса Хаиса — муки не войны, а выбора репертуара.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Обсуждаются варианты концерта — Шуберт, Бехтовен или Брамс! Обратите внимание, в программе немецкая и австрийская музыка — идет война. Уже в 1942 году тем, кто слышал эту музыку, за три года до Великой Победы — врагу пришло осознание того, что они проиграют эту войну, потому что духовное превосходство и в этом тоже», — сказала заместитель директора Санкт-Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям Юлия Кантор.

Всего на восстановление в Международный центр реставрации «Рождествено» поступило 270 документов — это вывески, программки, билеты, фотографии. Не все раны времени будут залечивать. На десятках афиш — исторические бумажные заплатки. Под ними — фамилии тех, кто скончался от голода или бомбежки накануне концерта.

«Лектор Юлиан, а под ним имя заклеено Соллертинского, потому что с 10 на 11 он умер. Мы попросили, чтобы при реставрации было оставлено и то, и другое имя», — отметил заведующий библиотекой Филармонии Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича Павел Дмитриев.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Музыка с этой афиши снова ожила в Филармонии уже в наши дни. В память о тех, кто не замолчал, а заставлял город звучать еще громче, подготовили реконструкцию концерта Евгения Мравинского военного времени.

«Пытаться повторить, я думаю, что мы не сможем, а пытаться открыть заново давно не звучавшую музыку — это наш долг. И вот вернуться к этой истории, прочувствовать, это очень важно, прочувствовать единение, все-таки 80 лет прошло. А люди-то на самом деле остались те же, по духу, по внутреннему состоянию, по настроению», — сказал дирижер Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича Александр Соловьев.

Здесь же — уже в конце апреля — откроется выставка «Возрождение» с обновленными военными афишами — хрупкими символами большой Победы.

 

Телеканал Санкт-Петербург Телеканал Санкт-Петербург

02:05
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025